Правительство США принимает меры для спасения авиалиний, Boeing, корпораций. В то время как мы настаиваем на том, что эти компании должны быть сохранены, могут возникнуть этические, экономические и структурные проблемы, связанные с деталями исполнения. И если вы изучали историю масштабных программ по оказанию экстренной финансовой помощи, такие проблемы будут.
Во время финансового краха 2008-2009 годов банки (но, главным образом, банкиры) были спасены благодаря действиям тогдашнего министра финансов Тимоти Гайтнера. Он воевал на стороне директоров банков и против Конгресса, и против некоторых членов администрации Обамы. Банкиры, потерявшие самые большие суммы за всю историю финансов, меньше чем через два года, в 2010, получили гигантские бонусы. И, уже через несколько лет Гайтнер занял хорошо оплачиваемую должность в финансовой индустрии.
Речь идет о вопиющем случае корпоративного социализма и вознаграждении менеджеров, которые заткнулись возникшие по их вине дыры налогоплательщиками. Асимметрия (угроза недобросовестности) и то что бы называем альтернативностью, возможностью выбора для банкиров можно выразить так: голова и банки выигрывают, хвост и налогоплательщики проигрывают. Более того, тут не принимаются в расчет политики накачивания экономики деньгами, в результате которой ценность активов инфляционно раздулась, что сработало в пользу сверхбогатых. Помните, что “спасение” пришло за счет напечатанных денег. Это привело к дефляции зарплат среднего класса в отношении таких активов сверхбогатых, как апартаменты класса люкс в Нью-Йорке.
Обобщенное правило Боба Рубина – держи прибыли, и спускай убытки на налогоплательщиков. Называется так по Бобу Рубину, который набил карманы 120 миллионами долларов из Сити, но ссылался на “неопределенность” ради того, чтобы сохранить свои прошлые бонусы. Это вдохновляет участников рынка не страховаться на подобные случаи, потому что правительство, в конце концов, все равно за все заплатит.
В первую очередь, мы не должны путать авиалинии, в качестве физической компании с причастными к ней финансовыми структурами. Мы не должны путать судьбу сотрудников этих компаний с судьбой наших безработных граждан. Их следует компенсировать напрямую, а не через объедки корпоративных субсидий. Мы должны выучить – на эпизоде с Гейтнером, что спасение индивидов, на основании их нужд не то же самое, что спасение корпораций, основанное на нашей нужде в них.