Большая часть конголезцев вспоминает вторжение 1996 года как Войну Освобождения. Все были сыты Мобуту по горло. Несмотря на подозрительное участие Руанды, толпы встречали мятежных солдат как освободителей. На местном уровне, однако, имидж героических патриотов не работал. На востоке, наступающие мятежники увязли в ожесточенной схватке различных общин за землю, власть и идентичность. Демагоги науськивали толпы на погромы против тутси, Баниамуленге отвечали, наказывая целые общины. Тысячи ни в чем не повинных людей были убиты.
Наилучшим примером был вице-премьер Анзулуни Бембе. Он создал молодежную милицию, которую скромно назвал Группа Поддержки Анзулуни Бембе. Пухлый поджигатель произносил страстные речи на берегах озера Таганьика, призывая народ взять в руки оружие и дать отпор завоевателям.
Сотни тутси в восточном Заире, а также в Киншасе и Лубумбаши, были схвачены, избиты, помещены в тюрьмы и лагеря. Истерия достигла своего пика – любой человек с тонким, крючковатым носом и высокими скулами немедленно избивался. На КПП с Руандой группа пылких юношей атаковала и изрубила малийского бизнесмена.
К 1996 году страна созрела для масштабного молодежного насилия. Благодаря хищнической и катастрофической политике Мобуту, инфраструктура страны развалилась, промышленность перестала существовать. ВНП сжимался седьмой год подряд. Заирцы зарабатывали не более половины того, что они зарабатывали в 1990. По данным ООН, 27 миллионов человек -60% населения недоедало. Даже те, кто получал зарплату, не могли ничего купить: инфляция составляла 5000% в год.
Все это создавало плодородную почву для этнических предрассудков. Сбиваясь в толпы, молодежь могла выместить свою злобу на видимом, легко идентифицируемом враге. Лидеры вроде Анузулуни подливали масла в огонь, снабжая толпы бесплатным алкоголем и небольшими денежными подачками. Баниямуленге были бедны, но располагали привлекательным и не подверженным инфляции активом – коровами. Солдаты и молодежь в первые дни войны отжали тысячи голов крупного рогатого скота.
Одной из неожиданных жертв последовавших зверств стала Мариам, знаменитый христианский пророк, легенда среди Баниямуленге. Она выросла в небольшой деревне в семье крестьян. В 1956, еще будучи молодой женщиной, она заболела, у нее парализовало нижнюю часть тела. Несмотря на это, она родила своему мужу нескольких детей. Вскоре у нее начались видения. Она была членом методистской церкви, но не чувствовала особой привязанности к религии до болезни. Ее посетители начали рассказывать истории. Она могла читать мысли, рассказывать вам, что вы думаете, еще до того, как вы переступили порог ее дома. Методистская церковь, обеспокоенная суевериями, распространяемыми в ее среде, стала наблюдать за Мариам. Через месяц церковь признала ее пророком и попросила несколько своих миссионеров жить рядом с ней и помогать ей.