Наследный саудовский принц Мухаммед бин Салман, в рамках программы обновления ваххабитского отечества решил не только строить города будущего, но изменить религиозные верования своих поданных.
Как выясняется, важная часть реформ в рамках программы Vision 2030 посвящена утрясанию религиозных вопросов. С долгосрочной целью распространения имиджа мира и толерантности в “священной колыбели ислама” начата амбициозная программа по де-радикализации ваххабитской школы мышления.
Мухаммед Абдуль Карим Исса, бывший министр юстиции саудовского королевства сегодня возглавляет Всемирную Мусульманскую Лигу. Он объявил о том, что Эр-Рияд принял историческое решение – о прекращении финансирования десятков тысяч мечетей, которые были построены и восстановлены по всему миру на саудовские деньги начиная с 70-х годов. По версии Иссы, Сауды идут на этот шаг из-за негативного восприятия государственными деятелями и общественным мнением подобной саудовской активности, которая воспринимается в качестве распространения ваххабитской идеологии на Запад.
Генеральный секретарь Всемирной Мусульманской Лиги говорит, что “гео-религиозная революция” начнется со Швейцарии. Постепенно она распространится “на весь мир”. Она будет сопровождаться рождением “местных советов директоров, которые будут формироваться “религиозными и гражданскими властями соответствующих государств”. Эти советы будут следить за тем, что творится в мечетях. Рияд делегирует им все свои полномочия, “включая и финансирование”.
С момента окончания второй мировой войны и по сей день Саудовская Аравия использовала ваххабизм в качестве инструмента борьбы с коммунизмом, нассеризмом, и , в последние годы, шиизмом. Речь идет о самом сильном рычаге культурного влияния , находящегося в распоряжении королевства – но рычаге противоречивом и неуправляемом. В реалиях Саудии ваххабизация глобальной уммы проходила рука об руку с регрессом местного населения и стремительным распространением влияния ультра-консервативных проповедников.
Теперь перед Саудами стоят две дилеммы: что делать с тем мощным отпечатком, который оставил во всем мире экспорт ваххабизма, и какой подход избрать относительно мусульманских меньшинств, проживающих в государствах с немусульманским большинством.
Существует реальный риск того, что ваххабизм обрел возможности автономного самовоспроизведения и распространения, и что уход со сцены Саудов будет использован другими игроками – Турцией, Катаром и Пакистаном, с тем, чтобы расширить свое влияние на те регионы, где сегодня сияет звезда Эр-Рияда.
Глобализация ваххабизма оставляет за собой след, который нелегко будет стереть, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Только в период с 1982 по 2005 годы Рияд построил более 1500 мечетей и 2000 школ Корана по всему миру, распространил 138 миллионов экземпляров Корана в Северной Америке, Европе, Африке и Азии. Предполагается что сегодня 8 из 10 мечетей на Западе существуют благодаря саудовскому финансированию, и потому возникает легитимный вопрос – что с ними будет после ухода Саудов.
В этом отношении многое зависит от конкретного выбора государств – будут ли они искать других сомнительных ближневосточных “спонсоров” или же решатся на национализацию мечетей на основании механизмов сотрудничества религиозных и гражданских властей.