Давайте сделаем краткий обзор исторических, а не легендарных данных. Обитатели Аламут были шиитами, то есть , последователи одного из течений, образовавшихся после великого исламского схизма. После него часть правоверных сочла, что Али (кузен Магомета и муж его дочери, Фатимы) был единственным и настоящим наследником пророка, в то время как власть и наследие были узурпированы Абу Бакром, который принял титул халифа, и затем передал его Осману, зятю Магомета. За этим последовала серия внутренних раздоров и битв, после которых Али был убит. Ученики Али дали жизнь шиитской доктрине (в противоположность доктрине суннитов, считающих себя ортодоксами). Они остались верны памяти Али, как истинного имама, воина и святого. Они почитали его в качестве искупителя, и боролись за то, чтобы это его священное начало было признано всем исламским миром.
Когда фатимидский халиф в Каире аль-Мустансир отобрал имамат от своего младшего сына Низара, те, кто остался верным Низару отделились и стали известны как исмаилиты Персии. Во главе стоял Хасан Сабах , превратившийся в фанатичного исмаилита после череды спиритуальных перерождений. В его распоряжении в 1090-1091 годах оказалась крепость Аламут.
Для Генри Корбина (1964) это определение исмаилизма наложило тень на весь “черный роман”, созданный крестоносцами, Марко Поло, и, само-собой разумеется Хаммер-Пургстеаллем, также как и Сильвестром де Саси(1838). Последний утверждал, что имя ассасины” происходит от “хашашин”, то есть от работавших с гашишем. Сказать правду – многие легенды об ассасинах берут свое начало в мусульманских источниках, но давайте попробуем придерживаться не романтической реконструкции фактов.
Для Корбина, миссионерство и проповедование Хасана было чисто спиритуальным, вдохновленным эзотерическими принципами. Тем не менее, Корбин пренебрегает другими историческими источниками, рисующими Хасана не только в качестве спиритуального учителя, но и как искусного политика. Он, с помощью своих религиозных принципов, мало помалу сумел создать серию укреплений, контролировавших значительную территорию. Аламут считался наиболее важной из этих крепостей, поскольку она контролировала дороги в Азербайджан и Ирак. Здесь Хасан жил в окружении учеников – здесь он остался до своей смерти,