Мы говорили о Рене-Шато. И такие места существовали в реальности (и их можно посетить сегодня) – и трансформировались в места легендарные, часто – по политическим мотивам. Таковым является и случай крепости, или замка, руины которой до сих пор возвышаются к юго-западу от Каспия.
Аламут, гнездо Хищника. Ужасным выглядел он , в особенности в глазах тех, кто его осаждал, без всякого успеха – до тех пор, пока замок не был взят и разрушен монголами в 1256 году. Так он и пришел к нам – прямо из легенды, висящий на воздушном хребте в четыреста метров длиной, и, в некоторых случаях, в несколько шагов – в лучшем случае, в тридцать шириной. Там, вдалеке, для тех кто шел по дороге в Азербайджан крепость чудилась природной стеной – белой, обожженная солнцем, голубая в пурпурном закате, бледная в предутренних сумерках и кровавая на рассвете. Иногда ее было трудно различить между облаков и вспышек молний. Вдоль ее верхних границ иногда было трудно разглядеть неточные и искусственные очертания четырехугольных башен. Снизу они казались серией каменных клинков, обрушивавшихся вверх на сотни метров. Они нависали над зрителем, и наиболее доступным склоном был скользкий гравийный оползень. Когда крепость была обитаема и поддерживалась в порядке, доступ в нее был возможен только по одной единственной лестнице, высеченной в камне. Ее могут оборонять один лучник. Так рассказывали об Аламут, неприступной крепости Ассасинов, которую могли достичь лишь всадники оседлавшие орлов.
История Ассасинов была создана средневековыми хронистами, близкими к крестоносцам – такими, как Вильгельм Тирский, Жерар Страсбургский , Арнольд Любекский и Марко Поло – до наиболее влиятельного создателя этого мифа, Йозефа фон Хаммер-Пургшталя, с его “Историей Ассасинов” (1818).
Что же происходило в крепости Аламут? Первоначально в ней доминировал завораживающий персонаж, мистический и яростный Хасан Саббах. Своих последователей, часть из которых он знал с детства, федаинов, верных ему до смерти он использовал их для осуществления своих политических убийств.
Разные современные ученые пытались приуменьшить масштаб легенды о Хасане – но она сохранилась, до такой степени , что и сегодня мы используем слово “ассасин” когда говорим об убийстве важной фигуры по политическим мотивам. “Ассасин” стал синонимом другого подобного термина – “сикарио” не говоря уж о сомнительной этимологии, согласно которой это слово происходит от “гашиш”.Относительно повиновения ассасинов их вождю Новеллино рассказывает следующее: Когда Фридрих II посетил Хасана в Аламут, ужасный старец, дабы продемонстрировать тому свою силу показал ему на двух своих последователей, стоявших на вершине башни. Как только он коснулся своей бороды, оба спрыгнули вниз, в пропасть, разбившись насмерть.