Хавала. Антропологический обзор I

И наконец стоит помнить, что современная практика руководствуется все теми же принципами, и большинство тех, кто регулярно пользуется хавала, имеет очень ограниченное представление о том, как система оперирует в целом , как “летающие деньги” (китайское определение хавала) могут появится по мановению волшебной палочки в очень отдаленных местах. Эта “тайна” объясняется достаточно просто. Несмотря на то, что система работает таким образом, что представляется клиенту в виде необыкновенно эффективного способа передачи денег – объем физического перемещения денег/слитков в огромной степени меньше, чем мог бы ожидать тот, кто видит только индивидуальные трансакции. На деле идеальная хавала (с точки зрения операторов) вообще не должна приводить к физическому перемещению денег.

В ситуации, когда происходит множество трансакций и перемещений фондов между двумя центрами хавала, скажем, Дамаском и Ормузом, объем денежных потоков, идущих в обоих направлениях, примерно уравновешивается. и потому нет необходимости физического перемещения слитков или любого другого эквивалента ценности из Дамаска в Ормуз, если депозиты, принятые в Дамаске, могут быть переданы кредиторам в Ормузе, и депозиты, принятые в Ормузе могут быть возвращены в Дамаске. Если такая система работает, то клиенты будут очень счастливы платить небольшую (и в сравнении с опасностями физического перемещения фондов – ничтожную) маржу, которую хавладары берут за перемещение средств, которые на деле являются постоянной ре-циркуляцией депозитов между различными группами клиентов. Традиционный процесс хавала, таким образом, воспроизводил смотря на то, что делалось это в организации где безопасность гарантируется неформальными отношениями доверия, нежели более “современными” (и, определенно, более дорогими бюрократическими процедурами.

A BACKGROUND REPORT ON THE
OPERATION OF INFORMAL VALUE
TRANSFER SYSTEMS (HAWALA)
by
Roger Ballard, M.A., Ph. D., F.R.A.I.
Consultant Anthropologist 6th April 2003