Наиболее раннее упоминание хавала, исламском способе перевода денег и ценностей содержится в Аль-Мабсут, легальном комментарии 11-го века, подготовленном египетским ученым Саракши. Впервые в западной литературе об этом упоминает в своей монографии Partnership and Profit in Medieval Islam Абрахам Удович. Он описывает хавала как “трансфер долга”. Поскольку исламскому закону было куда проще иметь дело с трансфером “реального” долга, нежели с “фиктивным кредитом”, хавала была предпочтительным методом организации финансовых аспектов торговли на дальние расстояния в Средиземноморье, в районе Красного моря, Месопотамии и Иране с раннего средневекового периода.
С самого начала целью хавала было облегчение торговли – будь то морская торговля вдоль Красного моря и в Индийский океан, или верблюжьи караваны в Иран, Среднюю Азию и Китай. Для таких торговцев финансовая безопасность всегда была главной проблемой. Им приходилось думать не только о защите своих товаров от воров и пиратов – но и о том, как сохранить золотые и серебряные слитки, с помощью которых они расплачивались на далеких рынках. Для того, чтобы избавиться от подобной головной боли, надо было придумать некое подобие банковской системы.
Система хавала, развившаяся в качестве ответа на перечисленные вызовы, должна была быть не только надежной и эффективной, но и отвечать принципам исламского закона. В эпоху отсутствия телефонов, факса и интернета передача информации на дальние расстояния была делом чрезвычайно медленным. В таких условиях только тесно спаянная семья – члены которой по определению располагают абсолютным доверием друг к другу могла находиться в центре любых операций хавала. Члены такой семьи, чьи связи усиливались браками между родственниками и принадлежностью к одной секте, могли основывать базы в двух-трех удаленных друг от друга центрах – между которыми осуществлялась бойкая торговля.
При наличии подобной сети, приезжающие торговцы мы или вкладывать депозит (или оставлять в залог имущество) попечителю ветви бизнеса хавала в данном конкретном городе, который, в обмен на это, выдавал расписку – хунди – фактически – аккредитив. Речь идет именно об аккредитиве – даже если в технических терминах исламского закона документ был признанием долга, который депозитарий имел право либо обналичить на месте, или, в определенный момент в будущем – получить в отдаленном месте, у другой ветви семьи, занимающейся хавала. Такая система имела огромные преимущества для торговцев, торговавших на дальние расстояния – прежде всего потому, что позволяла им осуществлять бизнес без перемещения крупных партий золота в пространстве.