Осенью 1161 года, проезжая через Триполи, король Балдуин III внезапно заболел. Ему было 33 года, у него была энергия, шарм и видение. Если бы он прожил дольше, он мог бы стать великим королем. Но ему становилось все хуже и хуже. Граф Триполи послал ему своего личного врача, сирийца Барака. Короля перевезли в Бейрут, но он там умер в феврале 1162. Весь мир был уверен в том, что короля отравили. Подозревали снадобья сирийца Барака. Его поданные сильно горевали. Крестьяне -магометане спустились с гор, чтобы отдать ему дань памяти, когда его похоронная процессия продвигалась к Иерусалиму. Друзья Саладина говорили ему что сейчас – самое время атаковать христиан, но он отказался беспокоить людей, опечаленных потерей такого великого принца.
Балдуин III не оставил детей. Его греческой жене, Феодоре, было всего 16 лет. Наследником королевства был его брат Амальрик, граф Яффы и Ашкелона. Через восемь дней после смерти Балдуина он был коронован патриархом иерусалимским. Были, однако и проблемы с его воцарением. Бароны не хотели отказаться от своего права на выборы, несмотря на то, что не было никакого другого возможного кандидата. За четыре года до того Амальрик поженился на Агнессе де Куртенэ, дочери Джоселина II Эдесского. Она была его троюродной сестрой, и Патриарх отказался подтвердить брак. Были и другие причины не любить Агнессу. Она была значительно старше Амальрика. Ее первый муж, Рейнальд Марашский, был убит в 1149, когда Амальрику было всего 13. И ее репутация не была хорошей – добродетелью она не отличалась. Патриарх и бароны потребовали аннулировать брак. Амальрик сразу же согласился, но настоял на том, чтобы легитимность двух его детей, Балдуина и Сибиллы были признаны.
Амальрику было 25. Он был высок и приятен, как и его брат. Он был менее учен, но хорошо осведомлен в делах судейских. В отличие от своего старшего брата он говорила мало и прослыл молчуном. Он никогда не был так популярен как Балдуин – ему не хватало шарма и открытых манер. Его качества государственного мужа были доказаны через несколько месяцев после восшествия на престол. Жерар, лорд Сидона и Бофора лишил владений одного из вассалов без всякой на о причины. Вассал апеллировал к Короне. Амальрик настоял на том, чтобы дело слушалось Высшим Судом королевства. Он провел закон, согласно которому если сюзерен не явился в суд по жалобе, поданной вассалом, дело будет решено в пользу вассала. Такой закон, связывавший короля с вассалами напрямую придавал короне громадную силу. Но Высший Суд сам состоял из персон, против которых был направлен закон. Если король был слаб, то закон мог быть направлен против него – путем применения к вассалам королевского домейна. За этим законом последовали другие, направленные на укрепление королевского авторитета.