Несколько дней спустя небольшой франкский флот, состоявший, в основном, из воинов с Запада, проплыл через устье Нила. Крестоносцы неожиданно набросились на город Танис. Последовали уже знакомы сцены ужаса. Больше всех пострадали копты. Амальрик на несколько дней задержался в Бельбеис – несомненно ради того, чтобы восстановить порядок. Это лишило его элемента внезапности, и он упустил шанс с налету взять Каир.
Шавар, осознав, что ему не удастся удержать Фостат, сжег его. Он послал гонца к королю и предупредил, что та же участь ожидает Каир – и он сожжет город при приближении франков, со всеми его богатствами. Франкский флот не мог продвигаться по Нилу из-за установленных на реке искусственных барьеров. Амальрик видел, что экспедиция не удалась. По совету сенешаля, Майлса Планси, он дал понять Шавару, что его можно купить. Шавар начал тянуть время и выторговывать ту сумму, которую он мог бы себе позволить. Сначала за 100 тысяч динаров был выкуплен его сын, Тайи.
Франкская армия тем временем продвинулась на несколько миль вперед и вышла к Матария, дивясь на чинар, в тени которого скрывалась Святая Дева во время бегства в Египет. Армия пробыла там восемь дней – как вдруг пришло известие о том, что Ширкух идет маршем в Египет по приглашению Фатимидского халифа.
Шавар не хотел идти на такую крайность, но его сын, Камиль, принудил его к этому, заставив титулярного халифа, аль-Адида, написать в Алеппо Нур эд-Дину и предложить ему и его генералам треть земель Египта. Молодой халиф понимал опасность приглашения на помощь того, кто считал его еретиком и самозванцем. Но он был бессилен. Нур эд-Дин на этот раз не колебался. Он дал Ширкуху 8 тысяч всадников и сундук с 200 тысячами динаров. Шавар, все еще не уверенный в том, чью сторону принять, предупредил об этом Амальрика. Амальрик, в надежде перехватить Ширкуха, подошел к Суэцкому перешейку. Но Ширкух проскользнул в Египет дальше к югу. У франков теперь не было никаких альтернатив – только эвакуация. Амальрик приказал флоту вернуться в Акко и эвакуировал гарнизон Бельбеис . Франки ушли 2 января 1169 года.
Через шесть дней Ширкух вступил в Каир. Он последовал прямо во дворец, где его принял халиф. Халиф обещал деньги и провизию для войска. Шавар принял его сердечно. Следующие несколько дней они обсуждали, как разделить визират. Ширкуху это заискивание льстило, но его племянник Саладин, бывший его главным советником, настаивал на дальнейших акциях. Потом, 18 января, Ширкух предложил Шавару совершить совместное паломничество на могилу святого аш-Шафи. Саладин и его эмиры напали на Шавара, разоружили его охрану и взяли визиря в плен. Менее чем через час был произведен приказ халифа об обезглавливании Шавара – его голова тут же оказалась у ног халифа. Ширкух объявил, что все желающие могут разграбить дворец Шавара. Пока толпы занимались этим он и халиф взяли бразды правления в свои руки. Правление Шавара было очень непопулярным, а стремление Ширкуха соблюдать видимость законности настолько скрупулезно, что никто из губернаторов провинций не стал ему противиться. Ширкух превратился в хозяина всего Египта. Его эмиры взяли себе вотчины Шавара и его семьи, а он сам получил титулы визиря и короля.