Ольмерт хотел отдать палестинцам больше, чем 100% Западного берега

Сайт Palestinian Media Watch опубликовал отрывок из передачи официального палестинского телевизионного канала в котором глава палестинской делегации на мирных переговорах с Израилем Саеб Эрекат рассказывает о том, что реально предлагал Израиль в обмен на “мир” в 2008 году.

Эрекат сказал: “Я слышал, как бывший премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт рассказал о том, что предложил Аббасу 100%  территории Западного берега. Это правда. Э это подтверждаю. Ольмерт показал Аббасу карту и сказал: Я хочу, чтобы Израиль забрал 6,5% Западного берега и я дам автономии 6,5% территорий 1948 года. Площадь Западного берега и Газы накануне 4 июня 1967 года была 6235 квадратных километров. Есть 5 квадратных километров ничейной земли в Иерусалиме и Латрун. Давай эту землю поделим, и тогда территория будет 6260 квадратных километров. Я сказал Аббасу: Ольмерт хочет дать тебе на 20 квадратных километров больше, чем территория Западного берега, и ты можешь сказать палестинцам: Я получил больше, чем границы 1967 года. Относительно Иерусалима Ольмерт сказал: То, что арабское – останется арабским, то что еврейское – останется еврейским, и мы будем держать это в статусе открытого города. Относительно возвращения беженцев Ольмерт сказал: Право на возвращение беженцев в Государство Палестина – в вашем законе. Но относительно Израиля, мы позволим вернуться 150 тысячам на протяжении 10 лет. По 15 тысяч в год”.

Идеи Ольмерта о статусе Иерусалима более подробно описаны в мемуарах Кондолизы Райс. Ольмерт, по прибытии Райс в мае 2008 года в Израиль выразил желание поговорить с ней с глазу на глаз: “Мы должны сделать что-то с беженцами и что-то с Иерусалимом. Я дам им достаточно земли, может быть, 94%  с обменом территориями. У меня есть идея относительно Иерусалима. Будут две столицы. Одна в Западном Иерусалиме, и одна для палестинцев – в Восточном Иерусалиме. Мэр объединенного города будет определяться согласно пропорции населения. Таким образом, мэр будет евреем, а его заместитель – палестинцем”.

В дополнение к этому Ольмерт сказал, что Старый Город должен управляться “международным органом”, члены которого будут не государственными служащими, но “мудрыми людьми”, назначенными по совету Иордании, Саудовской Аравии и палестинцев.

Райс пишет, что была полностью шокирована: “Я реально слышу это? Израильский премьер-министр предлагает разделить Иерусалим и передать святые места под международный надзор? Надо это записать. Нет, нельзя этого записывать – вдруг просочится наружу? Это не должно просочиться. Это касается только нас двоих”.

Ольмерт продолжил: “Мне нужна ваша помощь. У ЦАХАЛа – список требований. Некоторые из них ОК, но палестинцы не примут все. Соединенные Штаты должны поработать на то, чтобы удовлетворить наших военных. Барак с вами поработает. Я могу продать сделку, но не в том случае, когда ЦАХАЛ скажет, что она подрывает безопасность Израиля. Это – единственная вещь, которую не переживет ни один премьер-министр”.

На следующий день Райс поехала с предложениями Ольмерта к Аббасу. Аббас позднее признал, что отверг их с порога: Я не могу сказать четырем миллионам палестинцев, что только 5 тысяч из них могут вернуться домой. Я не на рынке и я не на базаре. Я пришел, чтобы установить границы Палестины – границы 4 июня 1967 года – без того, чтобы уступить квадратный сантиметр, и без того, чтобы отказаться от одного единственного камня в Иерусалиме, или в от святых мест мусульман и христиан”.