В любом случае, все эти махинации Бонапарта не помогли. Знать и имамы Аравийского полуострова рассматривали Египет как ближнее зарубежье и ключ к священным городам Мекка и Медина. Хотя некоторые купцы и эмиры, зависевшие от караванной торговли, сотрудничали с новым порядком, рискуя навлечь на себя гнев оттоманских властей и месть британского флота, большинство отнеслось к французскому завоеванию с возмущением. Историк аль-Джабарти рассказывает о том, как весть о завоевании “земель вокруг Каира” была воспринята в Хиджазе: “Люди Мекки, рыдая, кинулись к священной Кааба, и сорвали со священного камня покрывало, коим он был украшен”. Покрывало (кисуа) традиционно производилось в Египте и привозилось в Мекку каждый год с караваном пилигримов. Толпа объявила, что космический баланс сил был нарушен, что сам ислам был лишен Египта -одного из наиболее блистательных его украшений. Шейх Мухаммед аль-Джилани призвал к джихаду в Северной Африке против французов. Шериф Мекки, Амир Галиб, с которым переписывался и торговал Наполеон, решил поставить на обе стороны – и пожертвовал деньги на джихад Джилани. На помощь преследуемому французами в Верхнем Египте вождю мамелюков Мюрад Бею из Хиджаза были посланы минимум 2 тысячи моджахедов. Они существенно не изменили хода кампании, помогли поднять мораль мусульман, которые, несмотря на поверивших собственной пропаганде французов, сумели объединиться в совместной борьбе против завоевателей.
По материалам: Juan Cole. Napoleon’s Egypt Invading the Middle East.2007