В Южной Африке выражение “отключение электричества” прочно вошло в домашний обиход. Его значение в том, что страна более не в состоянии производить достаточно электричества для всех, и потому люди должны какое-то время обходится без него. В марте это было особенно плохо – электричество отключали на несколько часов прямо посреди рабочего дня. Соответственно отключаются и электронные системы связи. Ущерб для экономики трудно оценить – но речь идет об еще одном гвозде в гроб не так давно процветавшей экономики страны.
Такие отключения электричества хорошо известны странам третьего мира – особенно, тем, которые решили строить социализм – Зимбабве, куба Венесуэла. Это еще более потрясающе в свете того факта, что Eskom, южноафриканская электрическая компания, совсем недавно считалась одно из ведущих мировых фирм. Eskom был двигателем южноафриканского экономического чуда конца 90-х, компания производила самое дешевое электричество в мире – и производила егор больше, чем вся остальная Африка, вместе взятая. И конечно, ЮАР в те времена экспортировала электроэнергию.
Именно поэтому Eskom стал первой жертвой “кадровых реформ” АНК. Люди с большим политическим весом и влиянием стали директорами департаментов и управлений Eskom. У них не было никакого опыта в экономике, не говоря уж о производстве и поставках электричества. Eskom реорганизовали до низового уровня – то есть, белых техников поменяли на черных. Поскольку Eskom изначально была государственной компанией, это было сделать легко. Миллиарды теперь безжалостно распределялись: зарплаты для жирных котов, бонусы, корпоративы и “мастер-классы” – так был растранжирен капитал.
Поскольку связанные с АНК профсоюзы очень сильны внутри Eskom никто не заинтересован в экономии и инвестициях. Практически ничего не сделано для наращивания поставок электричества, в то время как компания вынуждена выполнять требования о бесплатной поставке электричества бедным (многие из них прибыли из соседних африканских стран), и эти требования растут с пугающей быстротой. Долги муниципалитетов не выплачиваются -из-за того, что такие долги являются настоящим политическим горючим.
Объем долгов Eskom приближается к 18 миллиардам долларов. Eskom не покупает уголь у шахт, если среди их владельцев – менее 51% черных. Те шахты, которые продают уголь Eskom, часто продают уголь очень плохого качества или просто камень – что ведет к нарастанию спирали убытков компании.
Компания, между тем, сообщает о “непредвиденно холодной зиме”, гордится тем, что три дня в апреле удалось прожить без отключений и начинает разъяснительную кампанию среди населения “пользуйся электричеством экономно”.