Радикальный инвайронментализм и атака против рассудка II

Экорадикальные рассуждения об истории периода настолько же тенденциозны и безграмотны, как и его оценка западной философии. Вера в смертоносный разрыв современности с природой настолько сильна, что все не современное прославляется автоматически.  Поэтому средневековые европейские общества рисуются не только как гармонические функционирующие в рамках природных ограничений – но и как менее иерархические и эксплуататорские, чем сегодня. Если последнее утверждение просто комично, то и предшествующее ему не выдерживает никакой критики. Средневековая индустрия может  быть и не угрожала озоновому слою. Но но до снижения уровня населения в 14-м веке большинство европейских обществ подходили к границе своих экологических возможностей – и страдали от серьезных последствий. Если внимательно изучить вырубку леса и постоянное снижение природного разнообразия, свидетельства экологического опустошения представляются бесспорными. Даже экофиминистский имидж неолитической Европы как времени полного социального и экологического согласия  не выдерживает критической инспекции.

Экорадикальный поиск “первородных народов, не испорченных технологическим развитием и социальной иерархией также увяз в эмпирическом болоте. Как продемонстрировал Роберт Эдгертон, нет ничего сложного в том, чтобы бросить вызов мифу “примитивной гармонии”. Пытки животных, мужское доминирование и ошеломляющее (хотя и локальное) экологическое опустошение не обязательно были универсальным состоянием – но встречались повсеместно.  Даже если мы ретируемся в палеолит, Эдема мы там не обнаружим. Жизнь людей в те далекие времена была короткой и брутальной, и они несут ответственность за исчезновение десятков видов крупных млекопитающих. Если гипотеза плейстоценовой бойни верна, то тогдашнее человечество виновно в причинении экологической катастрофы, по масштабам ничем не отличающейся от нынешней.

RADICAL ENVIRONMENTAL
PHILOSOPHY AND THE
ASSAULT ON REASON
MARTIN W. LEWIS
Comparative Area Studies
Duke University
Durham, North Carolina

ANNALS OF THE NEW YORK ACADEMY OF SCIENCES
Volume 775
THE FLIGHT FROM
SCIENCE AND REASON

1996