Но зритель тоже человек: он просчитывает. Что лучше – воевать против общепринятых теорий или принять их? Что будет весить его маленький голос перед лицом ужаса исключения из группы, сравнения с самым отвратительным и мерзким, Это немедленно отразится на его личной жизни, семье, карьере. Он будет потом всю жизнь нести этот – крест – свастику – ради чего? Он, который хорошо зарабатывает, , у которого работа, ради которой он пожертвовал столь многим, интересные друзья. И, наконец, социальная сегрегация – мать всех утопий. Комфорт делает возможным игнорирование доказательств, побег от незащищенности, прикрытие прекрасных мыслей и чувств щитом денег он неудобства реалий.
Несмотря на периодические судороги, зритель прикручен к экрану телевизора, а слушатель подвешен к своему радио. Их программы контролируются, сортируются, калибруются в первую очередь самими журналистами.
И эти журналисты говорят с экспертами, учеными, исследователями , учителями – и они говорят в унисон. Утопленный в этом океане моральных авторитетов, гражданин чувствует себя слишком маленьким и незначительным. Он внушает себе – это должно быть правдой, ведь говорят знающие люди. Это так удобно и комфортно верить в редакционные статьи, мнениям экспертов и ассоциациям. Ведь так просто делать вид, что дело только в отдельных злонамеренных депутатах или министрах, чьей голубой мечтой является “столкнуть французов друг с другом”. До тех пор, пока отсутствие безопасности не постучится к нам в дверь, мы всегда можем говорить – это социальная проблема, это кризис, это полиция, это отторжение, а все остальное – не так уж и плохо.
С другой стороны, если кто-то реально хочет разобраться с тем, что происходит, в чем корни незащищенности, он должен взять моральность в скобки – и задавать реальные вопросы, требуя реальных ответов.
La France orange Mechaique
Laurent Obertone 2013