Египет превратился в единственный источник газа для домашнего потребления, в то время как совсем недавно Газа полностью зависела в этом отношении от израильских поставок. В дополнение к этому, Египет сегодня снабжает топливом единственную ТЭЦ в Газе, а также поставляет в палестинский анклав бензин и солярку и другие товары первой необходимости. Египет впервые, с 2014 года, официально поставляет перечисленные товары в Газу. Ранее такие товары поставлялись только по контрабандистским тоннелям, связывающим Газу с северным Синаем.
Ирония в том, что Израиль смотрит сквозь пальцы на поставки материалов “двойного назначения”, прежде всего, цемента, в Газу со стороны Египта. С учетом тесной “координации в сфере безопасности” между Израилем и Египтом, трудно поверить в то, что это делается без ведома Тель-Авива. Стоит вспомнить о пуританском молчании правителей Египта в ответ на хвастовство военного министра Авигдора Либермана, когда месяц назад он провозгласил, что Египет не открывает и не закрывает терминал Рафиах без предварительного согласования с Израилем.
И если Тель-Авив решает “покарать” Газу, блокируя поставку большинства видов материалов и товаров, и вместо этого те же материалы и товары начинает поставлять Египет, то перед нами реальность, в которой создается зависимость Газы от Египта, что и является стратегической целью Израиля. Израильские министры объявляют, что подталкивание Газы к полной экономической зависимости от Египта является важнейшим “требованием национальной безопасности”.
В дополнение к этому, речь идет о том, чтобы связать тахдия (долгосрочное перемирие) с рядом экономических проектов, которые могут радикально изменить экономические и гуманитарные реалии в Газе. Инфраструктура палестинского анклава будет привязана к инфраструктуре Синая. Тут же следует отметить, что режиму Синая удалось навязать ХАМАСу идею “палестинского порта” в Порт-Саиде.
Самая большая опасность в том, что оккупация сделала ставку на окончательное политическое отделение Западного берега от Газы. Дело не просто в том, что Газа будет связана с Египтом экономически, тем самым освободив Израиль от последствий экономической зависимости палестинского анклава от Израиля, но в том, что будет увековечено политическая сепарация двух частей Палестины. Пока Израиль будет заниматься дальнейшей иудаизаицией Западного берега, Газа будет провозглашена ядром того самого долгожданного “палестинского государства”. Описанный сценарий является сутью так называемой “сделки столетия” президента Дональда Трампа для Ближнего Востока.
Экономически аннексированная Египтом Газа будет служить и другим стратегическим целям Израиля. Режим Сиси сможет с легкостью”перекрывать кран” палестинцам, и, таким образом, препятствовать в попытках военного противостояния с Израилем. В то же время, “глубокое государство” Египта, исходящее из интересов военной экономики с нетерпением ждет подобной аннексии. Большинство товаров, поставляемых в Газу – цемент, строительные материалы, топливо и т.п производятся на предприятиях, принадлежащих министерству обороны Египта, и прибыли от продаж пойдут военным.