Африканцы склонны винить магические силы в личных неудачах и болезнях. Когда случается что-то негативное – загадочная болезнь, авария или проблема с урожаем, всегда начинаются поиски виноватого – и виноватый всегда находится. И кто может быть более виноватым, чем ведьмак? В группе риска – дети, инвалиды и успешные люди, последние – в случае если они забывают о своем долге делиться с остальными. Любой кто копит, инвестирует, стремится подняться, становится подозрительным в глазах тех, что болтаются а дне.
Часто успешных женщин объявляют ведьмами конкуренты. В других случаях – родственники, чтобы получить наследство. У этих женщин нет другого выхода, как бросить своих детей и свою собственность, и бежать. Иногда женщин увозят в далекие “ведьмовские деревни”. В Замбии шаман, чтобы определить вину женщины, перерезает горло цыпленку и подбрасывает его высоко в воздух по дуге. Если цыпленок упадет на живот – женщина виновна, если на спину – то нет. Но даже оправданные женщины не возвращаются в свою деревню – подозрение висит над ними всю оставшуюся жизнь.
Многие малообразованные люди в Африке верят в то, что эбола, СПИД не передаются вирусом, но являются следствием проклятия, победить которое может только колдун. Это – главная причина того, что в Западной Африке так долго не могут справиться с эболой. В Бенине люди сторонятся больных раком, будучи уверенными в том, что болезнь является следствием “злых мыслей” и недостаточного уважения к духам вуду.
Многие африканцы носят грис-грис в волосах, на шее на руках или в карманах. Грис-грис – амулеты, фетиши, талисманы, часть ежедневной жизни большинства. Даже в африканском “исламе” существует группа заклинателей – марабатов, мужчин и женщин , издающих фатвы о правилах жизни, интерпретирующих коран, содержащих мадрасе, молящихся за правоверных и выдающих им амулеты и талисманы.
В Западной Африке люди верят в то, что вероломные колдуны и демоны лишают мужчин силы деторождения. Из-за них исчезают яички и скукоживаются пенисы. Деструктивные ужасы повседневной жизни превращают африканцев в бессильное стадо. Часто обвинения в колдовстве произвольны. Известный швейцарский этнограф Дэвид Зингер пишет: “Обвинение в колдовстве – это орудие зависти и предотвращения развития, наказания профессионалов”.
Терезе Лукенге, министр искусств и культуры в провинции Катанга, Конго, рассказывает о том, что не так давно женщины, работавшие в шахтах, считались ведьмами: “Они обладали ужасающими силами. Они могли заставить минералы исчезнуть”. Лукенге сама какое-то время была министром шахт – но ей было запрещено в них спускаться.