Последний Крестоносец. Дон Себастиан II

Но 1570 году король, которому едва исполнилось 16 лет , не мог более ждать и желал удовлетворить амбиции, которые глубоко укоренились в его разуме. Военные приготовления с целью завоевания мавров начались в таком масштабе, что привлекли внимание соседних государств и стали причиной серьезной обеспокоенности в самой Португалии. Короля урезонило окружение, опасавшееся, что его горячность и неопытность столкнет страну в пропасть. Он согласился остаться в Лиссабоне под присмотром знати. Он держал свое обещание, но время лишь усиливало его желание.

Заключение Себастиана в границах его собственного королевства не могло быть причиной того, чтобы он стремился к миру с неверными. В 1572 он назначил Родриго де Суза Карвало губернатором Танжера, в расчете на то, что герой Мазагана добьется новых побед над Мавром. Тот не оправдал возлагавшихся на него надежд, и король дразнил губернатора, говоря, что тот предпочитает постель с молодой женой опасностям битвы. Раздосадованный Карвало бросился в безрассудную и ненужную вылазку – и был убит. Когда его тело удалось найти , на нем обнаружили более ста ран.

Последним заветом умирающей матери Себастиана стала мольба о том, чтобы сын не уплывал в Африку. Но не прошло и года с ее смерти, как португальский двор оцепенел, получив известие от короля о том, что ее указания соблюдены не будут. Достигнув возраста 21 года, он сделал то, что ему не позволили сделать в возрасте 16. Он секретно выплыл из Лагоса, в надежде осуществить свой любимый африканский проект.

Монархия, как мы уже видели, в глазах португальцев имела божественный статус. Король являлся олицетворением нации и государства. Себастиан был вдвойне дорог его народу потому что только он стоял между ним и ненавистной Испанией. Он отправился искать приключений, не предоставив никому возможности его отговорить. Вся его подготовка к великому походу ограничилась посылкой ничтожного отряда численностью в 1200 человек пехоты в предшествующий месяц. С этой силой и со слабыми гарнизонами Сеуты и Танжера он намеревался покорить Мавра – куда более сильного и лучше организованного врага, изгнание которого из Европы потребовало семи столетий кровопролитной войны. По всей стране быстро распространились тревожные настроения. В каждом городе и деревне были организованы процессии с просьбой к Господу – защитить молодого короля.

Несмотря на то, что Сеута принадлежала португальцам, на деле они были узниками, заключенными на нескольких акрах каменистой земли. Поход за хворостом за городские стены превращался в военную операцию. В Сеуте к Себастиану присоединились португальские и кастильские дворяне. Вместе они совершали ежедневные вылазки, в надежде скрестить мечи с неверными. По случайному совпадению обстоятельств, в окружающей провинции начались беспорядки, и большинство маврских воинов были брошены на их подавление. В отвращении от того, что никто не дает ему желанной битвы, Себастиан переехал по побережью в Танжер. Здесь Церковь и несколько вельмож безуспешно пытались отговорить его от безумного проекта завоевания страны. Между тем мавры, осознав его намерения, собрали большое количество кавалерии под стенами города. Невзирая на численное превосходство врага, Себастиан героически бросился в битву – которая не закончилась решающим результатом, и с наступлением темноты король, которому сопутствовала невиданная удача, и малая часть его войска ретировались за городские стены. К счастью для выживших, король не стал испытывать своего счастья на следующий день, и вместо этого отбыл в Португалию – готовить вторую, куда более амбициозную экспедицию.