Басра, второй по величине город Ирака, должен был стать большим мегаполисом, более динамичным, чем Абу-Даби, Доха или Кувейт. Она должна была доминировать в Заливе. Ее порт, Умм Каср, предлагает остальным странам мира доступ к одной из крупнейших нефтедобывающих стран, которая также является потенциальным потребительским рынком. В этом районе – полно нефти и газа, добыча проста, что обеспечивает достойный доход независимо от колебаний цен на нефтяном рынке.
Совсем недавно Басра была известна своим космополитическим обществом, интеллектуальными элитами и обученной рабочей силой. Она была реальным городом, который мог был стать производительной силой и платформой региональной торговли. Окружающие ее земли были хороши для возделывания риса и фиников, которыми она когда-то и славилась. Но сегодня, прилетая в аэропорт Басры вы видите гигантский постер “Басра – парадиз инвесторов”, и можете лишь горько рассмеяться.
Басра похожа на дистопию третьего мира. Государство практически отсутствует – за исключением офиса губернатора, который лишь жалуется на то, что у него нет бюджета с 2013 года. Неделю за неделей он окружен протестующими – хотя не видно, чтобы их кто-то поддерживал. Разрастание сектантских милиций затмило силы безопасности – хотя они все еще присутствуют на сцене. Иностранные нефтяные компании также невидимы: в лучшем случае, они рекрутируют местную рабочую силу, когда то или другое племя прибегает к насилию с тем, чтобы обеспечить себе долю нефтяного пирога.
Экономика быстро переориентируется – от секторов которые и раньше были достаточно сомнительны – от государственного финансирования и государственных зарплат и пособий и потребления импортных товаров ( в особенности автомобилей) к патологическим реалиям всеобщей коррупции и контрабанды нефти и наркотиков. Между тем, демографический взрыв влечет за собой неконтролируемой городскую застройку.