На вокзале в Чженчжоу офицер китайской полиции в очках, идентифицирующих лица, распознал контрабандиста героина.
В Циндао – городе, известном своим германским колониальным наследием, камеры, управляемые искусственным интеллектом, помогли полиции задержать два десятка преступников посреди пивного фестиваля.
В Вуху подозреваемый в убийстве был опознан камерой наружного наблюдения в тот момент, когда он покупал еду в уличном киоске.
С миллионами камер и миллиардами строк кода Китай строит хай-тековское авторитарное будущее. Пекин делает ставку на технологии распознавания лица и искусственный с целью создания сети идентификации и слежки за 1,4 миллиардами обитателей страны. Он намерен соорудить гигантскую и беспрецедентную систему национальной слежки – при помощи процветающей индустрии хай-тека.
Китай выворачивает наизнанку привычное мнение о том, что технология является великим демократизатором, несущим людям свободу и соединяющим их с миром. В Китае технология означает контроль.
В некоторых городах камеры сканируют поезда в поисках разыскиваемых преступников. Гигантские экраны-билборды демонстрируют лица пешеходов – нарушителей правил дорожного движения и публикуют списки тех, кто не может выплатить свои долги. Сканеры опознавания лиц охраняют входы в жилые комплексы. Уже сегодня в Китае установлено 200 миллионов камер наружного наблюдения – в четыре раза больше, чем в Соединенных Штатах. Эти усилия дополнены другими системами – следящими за активностью пользователей в интернете, использованием мобильных телефонов, пребыванием в отелях, поездками на общественном транспорте и на частных автомобилях.
Несмотря на предпринимаемые усилия, китайские амбиции пока намного превосходят китайские возможности. Станции и пешеходные переходы в одном городе могут быть оснащены соответствующей технологией – но их может не быть в другом. Бюрократическая неэффективность препятствует созданию общенациональной системы.
Для коммунистической партии Китая все это не имеет значения. Вместо того чтобы прятать, она демонстративно выпячивает и преувеличивает свои возможности. В Китае даже подозрение на существование слежки может поддерживать порядок.