Последний Крестоносец. Страх перед Мавром

Система работала достаточно хорошо при Жуане и при его сыне Эммануэле. Но именно в правление последнего подчинение страны воле короны стало полным. Монополия короля на восточную торговлю концентрировала в его руках приток нового богатства. Все те, кто жаждал доступа к нему – будь то в виде приятных синекур или щедрых пенсий должны были идти на поклон к королю ради продвижения своих интересов. Народ его горячо любил за избавление страны от ненасытной знати. Лояльность к королю, которая временами доходила до личного поклонения, и заняла место патриотизма. Власть и прерогативы трона стали воистину безграничными – и последствия передачи трона в недостойные руки могли стать катастрофическими.

Эммануэль, набожный и культурный человек, не злоупотреблял этой властью. Также не отличался этим и его сын – Жуан III. Его главным грехом перед страной стало введение инквизиции. Но еще большие последствия повлекла его неспособность за длинное тридцатилетнее правление остановить процесс разложения, который быстро привел к краху его королевства. Хищнические психопаты у трона, коррупция государственной службы, парализующая хватка инквизиции – комбинация этих факторов привела к тому, что в царствование Жуана III все чудесные качества Португалии Эммануэля, превратившие ее в мировую державу были уничтожены.

Финансовое, моральное и интеллектуальное банкротство стало тем наследием, которое оставил Жуан своему трехлетнему внуку, взошедшему на престол после его смерти в 1557 году. Именно этому ребенку, Дону Себастиану, было суждено довершить разрушение своей страны.

По материалам:
THE
BATTLE of ALCAZAR
An Account of the Defeat of
Don Sebastian of Portugal at
El-Ksar el-Kebir
BY E. W. BOVILL
LONDON 1921