Наиболее проницательный наблюдатель за вьетнамским коммунизмом, Дуглас Пайк, попросту не упоминается – несмотря на тот факт, что его анализ коммунистической стратегии во многом объясняет динамику войны. Все эти ученые продемонстрировали, что Соединенные Штаты вовсе не обязательно должны были проиграть во Вьетнаме. Американское поражение было результатом плохой стратегии и плохих решений на всех уровнях – от Вашингтона до Сайгона.
Отсутствие Воли
В одной из своих важнейших работ, Triumph Forsaken, Мойар, сегодня – советник в американском Агентстве Международного Развития бросает вызов конвенциональному восприятию войны. Книга сфокусирована на описании событий от периода поражения Франции Вьет Мином и до решения Линдона Джонсона об отправке боевых подразделений во Вьетнам в 1965 году. Тезис Мойара – Соединенные Штаты имели множество возможностей обеспечить выживание Южного Вьетнама, но этими возможностями не воспользовались.
Triumph Forsaken демонстрирует слабость ортодоксального взгляда, ограниченность его исторического горизонта. Большей частью те историки, чьи взгляды оформили сериал PBS полагают, что важнейшие решения о войне были приняты в Сайгоне и Вашингтоне – игнорируя те, что были приняты в Ханое, Пекине и Москве. Мойар демонстрирует принцип Клаузевица – война есть противоборство активной воли, с той и с другой стороны, и показывает, что стратегия Северного Вьетнама находилась под сильнейшим воздействием тех акций, которые предприняли Соединенные Штаты.
Ничто не иллюстрирует раскола между ортодоксами и ревизионистами лучше, чем их отношение к президенту Южного Вьетнама Нго Динь Зьему. С точки зрения ортодоксов, Зьем был тираном, терявшим контроль над своей страной, католиком, понукавшим преимущественно буддийским населением. Мойар утверждает, что Зьем на деле был эффективным лидером, сумевшим разгромить криминальные империи, которые процветали до того, как он пришел к власти. Он не был демократом, но легитимность, в глазах вьетнамцев, происходила от способности распоряжаться властью эффективно и обеспечивать безопасность. И действительно, под предводительством Зьема коммунистическая инсургенция была в основном подавлена к 1960 году.
Мойар цитирует документы коммунистов, в которых те признают отсутствие успеха в период вплоть до ноября 1963 года, когда Зьем был свергнут и убит в результате военного переворота. Правительство Зьема убивало и ловило коммунистов в немыслимых масштабах , что стало причиной дезертирства многих выживших коммунистов. Мойар указывает на то, что величайшей ошибкой США стало неохотное признание переворота. Это решение “свело на ноль гигантские достижения предшествовавших девяти лет и повергло страну в продолжительный период неопределенности и слабости”.
Хо Ши Мин, немедленно осознавший важность произошедшего сказал: “Я не могу поверить в то, что американцы настолько глупы. Политбюро в Ханое осознало ту возможность, которую путч предлагал коммунистам. В решении политбюро говорится: “Зьем был одним из самых сильных индивидов, противостоявших народу и коммунистам. Все, что можно было сделать в попытке сокрушить революцию, Зьем сделал. Зьем был наиболее компетентным лакеем американских империалистов”. И действительно, путч подтолкнул коммунистов к легкой победе над Южным Вьетнамом – до прибытия американцев.