Но самой большой проблемой серий PBS является то, что создатели игнорируют всю ревизионистскую литературу, которая представляет вьетнамскую войну в совершенно ином свете. Ревизионисты утверждают, что в противоположность общепринятым взглядам, проигрыш Соединенных Штатов в войне не был предопределен, и напротив, у Америки были шансы на победу.
Согласно “общепринятым истинам” с которыми согласны Бернс и Новик – как будто бы альтернатив не было и быть не могло, у Соединенных Штатов попросту не было шансов на победу, с учетом характера войны и упорства вьетнамских коммунистов. Ключевые доводы ужасающе знакомы: Юго-Восточная Азия в принципе, и Южный Вьетнам в частности, не входили в зону жизненно важных интересов США. “Теория домино” оказалась неверной – падение Южного Вьетнама не привело к коллапсу некоммунистических режимов в Юго-Восточной Азии Правительство Южного Вьетнама, полностью коррумпированное, никогда не пользовалось популярностью среди вьетнамского народа, и это означало что его поражение в гражданской войне предопределено. И наконец, Хо Ши Мин был больше националистом, чем коммунистом.
Короче говоря, вьетнамские коммунисты были чересчур решительны, вьетнамское правительство – чересчур коррумпированным, и американцы – чересчур невежественны для того, чтобы победить в подобной войне. Как сказал один из ветеранов войны Бернсу и Новику: “Мы выучили наш урок – мы не можем навязывать нашу волю другим”.
Но, конечно же, единственной целью любой войны является навязывание своей воли другим. Нация, которая к такому не стремится, в надежде на достижение более безопасного и более надежного мира – не должна войну начинать.
За последние 20 лет, однако, многие наблюдатели бросили вызов этим общепринятым суждениям. Некоторые проследили корни нашего поражения к национальной стратегии, созданной гражданскими политиками, в первую очередь министром обороны Робертом МакНамарой в 1961-1968 годах. Другие обвинили военное руководство – ив Вашингтоне, и в Сайгоне в том, что то взяло на вооружение дефектную операционную стратегию.
Продюсеры похоже не ведают об этих ревизионистских взглядах, о работах Марка Майора, бросивших вызов предположению о том, что поражение во Вьетнаме было неизбежностью.