Если описывать ситуацию коротко и упрощенно, соглашение между Италией и Ливией работает так: лица глубоко вовлеченные в торговлю людьми и в индустрию контрабанды мигрантов должны остановить потоки беженцев, контрабандисты вроде Аль Биджа, процветающие в Западной Ливии, должны перехватывать ими же отправляемые корабли и помещать обнаруженных на них мигрантов в Центр Временного Содержания Ан-Насер в Завийя, который принадлежит племени Аль-Биджа, Абу Хамира.
Аутсорсинг защиты границ Европы и передача ее в руки ливийцев, влечет за собой и другие малоприятные последствия. Ливийские силы не обучены и неспособны осуществлять поисково-спасательные операции. В мае 2017 года ливийский флот обстрелял итальянский военный корабль. В ноябре 2017 во время спасательной операции корабля НГО Sea Watch ливийский катер внезапно отбыл из района спасения, что повлекло за собой многочисленные жертвы.
Ливия является членом конвенции ООН по предотвращению торговли людьми, но не ратифицировала конвенцию о беженцах 1951 года. По отзывам большинства мигрантов, самое худшее , что с ними случалось на протяжении долгого пути через Африку в Европу происходило в Ливии. Практически на всех пересылочных пунктах и остановках – от южной границы Ливии и до средиземноморского побережья мигрантов вынуждают бесплатно работать. Указанные заведения находятся под контролем вооруженных милиций которые поступают с мигрантами как им заблагорассудится – их помещают в клетки без еды и воды, избивают, секут плетьми, насилуют, клеймят каленым железом и продают на невольничьих рынках. Существуют свидетельства о торговле кровью и органами мигрантов. По достижении Ливии возвращение мигрантов домой становится практически невозможным.
Если поддержка итальянцами правительства Сараджа была весьма прямолинейной, то в отношении “фельдмаршала” Хафтара они проявляли куда большую осторожность. Фельдмаршал, нравится этому кому-то или нет, превратился в одного из важнейших ливийских игроков. Он контролирует Киренаику, он успешно воюет против ISIS за контроль над нефтяными месторождениями, и его поддерживает Египет и Россия. Но итальянцы пригласили фельдмаршала в Рим только после встречи Сараджаи Хафтара, организованной только что избранным новым французским президентом Эммануэлем Макроном в июле 2017.
Хафтар посетил Рим дважды – в сентябре и в декабре 2017 года, встретившись с министрами кабинета Джентилони, а также с представителями ENI и AISE. Сближение с Хафтаром произошло на фоне потепления в отношениях с Египтом, и прибытием в Каир нового итальянского посла Джампаоло Кампини, главной задачей которого является “завершение” итальянской стратегии по блокированию доступа мигрантов к Средиземному морю.
Playing with Molecules”: The Italian Approach to Libya
Etudes de l’Ifri, avril 2018