Сайксу удалось достаточно быстро завоевать лидирующее положение в комитете, и предложить на его рассмотрение альтернативные варианты того, как следует обойтись с территориями, составлявшими оттоманскую империю. Альтернативы были следующими: аннексия территорий союзниками, раздел территорий на сферы влияния, вместо прямой аннексии, сохранение оттоманской империи, но превращение ее правительства в марионетку Запада, создание на месте империи конфедерации полуавтономных самоуправляющихся регионов (комитет склонялся к принятию последнего варианта, который казался его членам наиболее простым).
Для того чтобы начать обсуждать эти темы, комитет должен был сначала дать названия территориям, которые он собирался перекраивать. Показательно, что членам комитета не пришло в голову применять уже существовавшее на тот момент (и существовавшее довольно давно – от полтысячелетия и больше) территориально-административное деление империи. Вместо того, чтобы воспользоваться турецким разделением на велаяты (провинции), генералы и бюрократы называли приглянувшиеся им куски империи, как Бог на душу положит. Поскольку все они были людьми образованными, учили в школах греческий и латынь, они склонялись к употреблению неопределенных, но красивых греческих терминов, употреблявшимися географами эллинистического мира за два тысячелетия до них.
Именно в деятельности комитета де Бунсена, а не в возбужденном воображении арабских националистов, возникли названия некоторых “государств”, которые мы привычно и не задумываясь употребляем до сих пор. Арабоязычные территории в Азии, к северу от Аравийского полуострова, на западе назвали “Месопотамией”, на западе – “Сирией”. Районы, включаемые в эти понятия, не были, однако, точно определены. Южную часть “Сирии” окрестили “Палестиной”. Это было искаженным произношением Филистии – прибрежной полосы южной Сирии, населенной филистимлянинами за тысячу лет до рождения Христа. Никогда в истории ни одна страна не называла себя Палестиной, но в христианском мире термин использовался как синоним Святой Земли.
Территория придуманной Сайксом “Палестины” состояла из кусков двух велаятов (турецких провинций) – велаят Бейрут и велаят Сирия, а также санджак Иерусалим ( особый административный район Иерусалим). До вторжения сельджуков и крестоносцев (11-й век) в рамках провинции Сирия Аббасидского халифата существовал Джунд Филастын (особый военный округ Палестина), однако, в исламском мире это название за 8 веков подзабыли. Барон Сайкс, сам того не зная, снова ввел название в политический оборот (в бумагах комитета де Бунсена – “Палестина” впервые упоминается в политическом смысле).
Комитет, вдохновляемый идеями Марка Сайкса, произвел на свет следующие предложения: оттоманская империя подлежала децентрализации и разделению на пять больших и практически независимых провинций. Провинции были следующие: Сирия, Палестина, Армения, Анатолия и Джазира-Ирак. Комитет пророчествовал, что огромные массы территории между Средиземным морем и Персидским заливом попадут в сферу британского влияния. Необходимо было построить железную дорогу, связывающую средиземноморский порт с Месопотамией. Китченер настаивал на том, что портом должна стать Александретта (на территории нынешней Турции), но Сайкс сумел настоять на кандидатуре Хайфы.