По мере того, как мир сползает в многополярность, если не в откровенный хаос, Соединенные Штаты должны переосмыслить свои концепции применения силы. Лучшим лозунгом для конфликтов с небольшими и средними державами , многие из которых оказываются войнами по выбору, стала бы фраза “идти по малому или идти домой”. Если уж Россия смогла рассчитать, как использовать в таких ситуациях ее куда меньшие конвенциональные силы, для принуждения других стран – больших и маленьких, определенно американский политический истеблишмент тоже в состоянии проявить некую смекалку. Только в теневой дроновой войне США демонстрируют такой сорт тактической гибкости и креативной мысли, необходимой в нынешнем столетии.
Может быть, американская политическая система плохо подходит для такой задачи. Рациональный подход в американской стратегии почему-то не предполагает сохранения проворства, дешевого проигрыша и войны на принуждение. Американский паттерн поведения – провал разработанной стратегии, медленное падение до той точки, когда катастрофа становится очевидной, после этого – удвоение усилий ради достижения пересмотренного набора политических целей, все это – по чрезвычайно высокой цене. В конце концов подобные затеи превращаются в мольбу о выходе из конфликта.
Возможным выходом из этого тупика стало бы снятие жесткости со стратегии, или, и того лучше, полный отказ от продуманной стратегии – и замене ее быстрыми циклами адаптации и применения силы. Целью военной силы должно быть формирование реакции врага, а не попытка доминирования и завладения полем боя. Мы знаем, что истеблишмент сделает, если выделить ему бюджет на строительство нации. Новый подход предполагает преследование ограниченных политических целей в войнах за рубежом. Периодически они будут достигать поставленных целей, и тогда даже американское общество согласится, что они ведутся в национальных интересах.