После Салеха: Контуры саудовских операций в Йемене


25 ноября 2017 года Al Arabiya, финансируемый Саудией новостной канал с восторгом описал стычку между силами бывшего президента Йемена Али Абдуллы Салеха и шиитской зайядистской милицией в качестве праведного восстания против сектантской диктатуры хути.

Саудовское правительство однозначно поддержало Салеха и его партию, Генеральный Народный Конгресс – при том, что за считанные дни до этого они считались злейшими врагами королевства. Этот взрыв энтузиазма, однако, продлился недолго и был прерван смертью Салеха 4 декабря.

Хути убили Салеха при попытке к бегству в его родной город Санхан, к югу от Саны. За этим последовали молчание и шок. Смерть Салеха потрясла даже его убийц. Для большинства населения страны, людей, родившихся на стыке веков, Йемен без Салеха – человека, который правил более 30 лет лет представляется немыслимым. В отличие от ливийцев и иракцев, вышедших на улицы отпраздновать смерть Муамара Каддафи и Саддама Хуссейна, ни один йеменский город не праздновал смерть Салеха.

Убийство Салеха стало страшной ошибкой хути. Оно не только показало чисто сектантскую подоплеку конфликта – оно объединяет всех их врагов. Саудовская Аравия и ее союзники должны воспользоваться этой ошибкой и объединить северные племена Йемена и других противников хути на местах с тем, чтобы захватить Сану.

Чтобы понять, что происходит сейчас, стоит вспомнить, как хути оказались в Сане. Они вторглись в губернаторство в конце 2014, и они сделали это с благословения Салеха. В распоряжении Салеха было около 100 тысяч человек Республиканской Гвардии, плюс огромные склады вооружений и боеприпасов. Он мог не только защитить Сану – он мог отбросить хути в их традиционный бастион, провинцию Саада. Но он не был в этом заинтересован. В тот момент Салех запутался в племенной борьбе с Садиком и Хамидом аль-Ахмар, двумя вождями племени Хашид, выходцем из которого был и сам Салех. Хамид и Садик присоединились к йеменской революции 2011 году и использовали все средства, вплоть до вооруженной борьбы ради подрыва политического влияния Салеха. Хути, враждовавшие с аль-Ахмар, предоставили Салеху прекрасный предлог для формирования альянса, направленного против этой угрозы. Вместе хути и Салех изгнали Хамида и Садика из Йемена. Более того, хути и Салех подчинили себе Сану и огромные территории в разных провинциях Йемена. Подобная ситуация, однако, представляла собой непереносимую угрозу для Саудовской Аравии, которая начала кампанию воздушных бомбардировок против хути в марте 2015 года.

На протяжении трех лет хути были де факто правителями Йемена. Они не только оттолкнули от себя северные племена. Они совершили серьезные гуманитарные преступления против населения Йемена. Они беспорядочно обстреливали такие города, как Таиз, они сажали в тюрьмы своих политических противников, они совершали внесудебные казни, они запускали баллистические ракеты по саудовским городам, что повлекло за собой шокирующую гибель гражданских лиц. В дополнение к этому, они оттолкнули от себя северные племена. Они не сумели воссоздать создать систему политического патронажа, с помощью которой Салех управлял Йеменом. Оккупация хути привела к росту коррупции, и отсутствие политического опыта у назначенцев хути делало ситуацию только хуже. Правительство хути, де факто правящее страной оказалось не в состоянии платить зарплаты государственным служащим и отстегивать взятки старейшинам племен. Хуже всего, хути попытались принизить власть и влияние лидеров племен. В начале 2017 разногласия с старейшинами племен приобрели агрессивный характер. В ответ хути начали репрессии против племен, обвинив их в “коллаборационизме”.

Саудовская Аравия просчиталась, сформировав альянс с “международно признанным” президентом Хади. Она должна избежать подобной ошибки сегодня, и объединить врагов хути и занять стратегически важные позиции. Она должна фокусироваться не только на военном поражении хути, но и на психологическом поражении. Этого можно добиться, объединив силы сына покойного президента, Ахмеда Абдуллы Салеха с Али Мохсин аль-Ахмаром, вице-президентом Йемена , чьи отношения с кланом Салеха испортились накануне революции 2011 года. Саудовская Аравия также должна объединить изгнанных детей аль-Ахмара, Хамида и Садика с Салехом-сыном и Али Мохсином. Такая коалиция сможет склеить вместе остатки партии Генеральный Народный Конгресс с северными племенами.

В союзе с северными племенами Саудовская Аравия должна перенести центр тяжести кампании с попыток отвоевать Сану и начать наступление в губернаторстве Амран, к северо-западу от Саны. Хути установили там свой контроль три года назад. Амран – легкая стратегическая добыча для союзников. Процесс захвата провинции нанесет и военное, и психологическое поражение хути. Следующим шагом станет удар по Арнаб и пригородам Саны. Именно там хути держат свою тяжелую военную технику. Победы Амран и Арнаб проложат путь к успешному наступлению на Сану. Наконец, Саудовская Аравия должна объединить племена в богатой нефтью провинции Мариб, на северо-западе Йемена. Коалиция должна продолжать жесткую морскую блокаду Йемена и досматривать грузы, приходящие в соседний Джибути – ради того, чтобы предотвратить снабжение хути иранским оружием.

Эта стратегия резко обострит ситуацию в Сане, и это послужит катализатором всего йеменского кризиса. Саудовская Аравия более не будет применять коллективное наказание в отношении всего йеменского населения, использовать голод в качестве военной тактики – потому что она станет партнером бывших врагов. Йемен, на протяжении некоторого времени останется разделенным, но поражения хути не стоит ожидать до тех пор, пока Саудовская Аравия не осуществит стратегической перегруппировки.

Yemen After Saleh’s Death
Mohamed Mahad D. Darar
December 8, 2017