Является либерализм вершиной дигитальной эры? Или же ему придется столкнуться с оптимизированным алгоритмом – машиной по принятию решений”? – Мысленный эксперимент.
Будет ли наша повседневная жизнь полностью дигитализирована? Будут ли наши чувства и мысли, станет ли среда, в которой мы живем считываться сканерами мозга? Будем ли мы общаться с нашим окружением посредством внедренных в тело имплантатов? – В этом нет никаких сомнений.
И это открывает перед нами совершенно новую, неизведанную и серьезную перспективу – перспективу создания внешней для нашего “Я” машины, которая будет нас физически и психологически знать – знать нас лучше, чем мы сами. Эта машина будет знать что мы едим, покупаем, читаем, смотрим и слушаем, будет измерять наши настроения , страхи и нужды. У этой машины будет полная картина о нас, картина, в которой ничего не будет пропущено.
И на самом деле все еще куда хуже. Этот чужой образ будет не только более подробным и объемным, чем мы можем представить. Он будет лучше нас самих. Потому что он даже не существует как объект, и сводится к полезной фикции, с помощью которой мы описываем сами себя.
Новая супермашина
Израильский историк Юваль Харари недавно выдвинул эту идею. Он, совершенно справедливо, указал на то, что наше эго состоит из нарративов, с помощью которых мы пытаемся создать минимальную связь и логичность в хаосе воспринимаемого нами мира. Опыт и воспоминания, которые могут этому помешать – убираются с монитора восприятия. Идеология, таким образом – не истории, навязанные темными силами, но истории, с помощью которых мы сами себя постоянно обманываем.
Исследования мозга подтвердили постструктуралистскую идею о том, что мы состоим из историй, которые мы рассказываем самим себе и о себе. Эти истории – запутанная сборка-солянка, нестабильное многообразие, которое не держит вместе никакое “Я”. В то же время, исследования показывают направление к выходу из этой ловушки – путем превращения качественной проблемы в проблему количественную: тот, в распоряжении которого достаточно данных о том, что происходит с людьми знает человека лучше, чем он сам себя знает.