Пешмерга – профессиональная милиция, состоящая из представителей двух центров силы курдской автономии в Ираке – KDP (Демократическая партия Курдистана) и PUK (Патриотический Союз Курдистана). После того, как автономия была сформирована, эти партии формально объединили свои милиции в пешмергу под командованием министерства обороны.
На практике, командование все еще разделено между двумя блоками, в соответствии с соглашением о разделе полномочий. Подразделения пешмерги лояльны своим партиям – и только после этого автономии. Официальная линия, конечно же, утверждает нечто совершенно противоположное.
Эти партии воевали друг с другом в 90-х. Клан Талабани (PUK) полагал что KDP слишком централизована вокруг клана Барзани. Сторонники PUK уверены в том, что Барзани организовал референдум о независимости ради того, чтобы обострить отношения с Багдадом и расширить полномочия президента автономии. Это не означает, что сторонники PUK не считают Киркук курдским городом, но они предпочли бы найти дипломатическое решение проблемы.
Важен также тот факт, что исторически PUK поддерживает теплые отношения с Ираном, в то время как KDP зависит от турок. KDP/Турция поддерживали отношения с суннитским Багдадом Саддама, в то время как PUK поддерживает нормальные отношения с нынешним шиитским правительством в Багдаде. Это важно, поскольку иракский премьер Хайдар Абади встречался с руководством PUK на прошлой неделе – но не встречался с представителями KDP.
В Киркуке размещался гарнизон из приблизительно 10 тысяч членов пешмерги от PUK. Присутствие KDP было символическим – 500-1000 боевиков пешмерги, скорее всего для того, чтобы предотвратить махинации чиновников PUK с нефтью. Непосредственно перед началом операции иракской армии PUK увеличил гарнизон на 6-10 тысяч человек – ради того, чтобы предотвратить неосторожные движения KDP, а не для того, чтобы дать отпор багдадскому правительству.
На этом фоне пресса курдского автономного региона, контролируемая большей частью людьми Барзани, создает единственно возможный в такой ситуации (когда ни та, ни другая партия не имеют никакого желания воевать с Багдадом и шиитами) нарратив – курдская вариация “удара в спину”: злодейские лидеры PUK вошли в сговор с аятоллами и предали наших доблестных солдат, только и ждавших приказа умереть за Киркук.
Более того, произошедшее, по всей видимости, породило большую напряженность в самом PUK. Вице-президент курдской автономии от PUK Косрат Расул Али обвинил лидеров собственной партии в предательстве. Он заявил: “То что происходит – это новый Анфаль (геноцид курдов, учиненный Саддамом в 80-х). То что делает эту рану еще более болезненной – несколько отступников отказались от принципов PUK и превратились в пособников оккупантов ради того, чтобы получить персональные, временные выгоды. Этим отвратительным актом они поместили сами себя на черные страницы истории нашей нации, которую снова унизили”.
Али, ветеран курдской герильи заявил: “Курдский регион ожидал, что международное сообщество, наши союзники и друзья в мире и в регионе окажут честь нашей нации и помогут нам строить светлое будущее для грядущих поколений. К несчастью, они все объединились против нас, доказав еще раз, что у курдов нет друзей кроме гор”.
Контролируемые KDP СМИ обвиняют трех ведущих членов клана Талабани – Бафеля Талабани, Лахура Талабани и Араса Шейха Джанги в том, что те отдали силам пешмерги приказ покинуть ключевые позиции в Киркуке без боя. Но Херо Ибрагим Ахмед, высокопоставленный член PUK и мать Бафеля Талабани отмела эти обвинения и утверждает, что члены ее семьи не отдавали приказа об отступлении.
Президент автономии, Масуд Барзани заявил в телевизионном обращении: “То, что случилось в Киркуке – результат односторонних решений, принятых внутри определенной политической партии Курдистана, и как мы видели, эти решения привели к сдаче Киркука”.
Между тем, по данным автономии, 100 тысяч курдов бежали из Киркука после того, как провинция была занята иракскими войсками. Они укрылись в Эрбиле и Сулеймании.
Несмотря на это, PUK продолжает оперировать в Киркуке. Его официальный представитель, Асо Маманд, провозгласил назначение Багдадом нового губернатора “незаконным”. Он сообщил: “Только PUK имеет право назначать губернатора Киркука, и это будет сделано в ближайшее время”.