Однажды в январе прошлого года американские инструкторы на хамви, сопровождавшие группу иракских солдат на тренировке, прибыли на контрольно-пропускной пункт в горах Хамрин к северу от Багдада. Они ожидали, что им приветственно помашут. Вместо этого они были остановлены бойцами движения «Нуджаба Хизбалла», которые держали контрольно-пропускной пункт. Никакие аргументы не помогли. Милиционеры стояли на своих местах. По словам иракских официальных лиц и местных СМИ, силы США и Ирака в конечном счете отступили, вернувшись в свой лагерь.
«Иракские добровольческие силы заблокировали путь американским солдатам к горам на севере пров.Салахуддин и снова изгнали их из региона», – гласил вариант истории, появившейся в про-иранских СМИ.
Этот инцидент был одним из многих, которые показывают, как поддерживаемые иранцами шиитские боевики испытывают свою силу по всему региону и расстраивают цели США.
В Ираке война против ИГ привела к тому, что военизированные формирования превратились в огромную военную и политическую силу, насчитывающую 172 000 человек. Иракские шиитские ополченцы теперь имеют свои собственные телевизионные станции, строительные компании и даже спонсируют футбольные клубы. Они контролируют огромные сети патронажа, которые обеспечивают рабочие места и средства существования для тысяч, в основном, бедных молодых иракцев, в то время как они уполномочивают своих политических боссов в Багдаде.
В прошлом году премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади объявил о планах признать военизированные группировки, официально называемые «Силы народной мобилизации» или PMU, в качестве подразделений вооруженных сил в знак признания их растущей власти. Поддерживаемые иранцами милиции, включая Асахеб Ахль аль-Хак, заняли позиции на передних линиях, прилегающих к городу Тель-Афар, осложняя планы возглавляемых США сил и правительства Абади в Багдаде по использованию менее спорной иракской армии, чтобы вернуть город из-под власти ИГ. В субботу Абади сказал, что иракские ополченцы, в состав которых входят как суннитские племенные группы, так и шииты, примут участие в наступлении, чтобы вернуть Тель-Афар, вызывая опасения по поводу дальнейшего сектантского конфликта.
В Йемене бойцы хути, союзники Ирана, захватили контроль над столицей Саной, вытеснив силы, лояльные правительству, поддерживаемому Организацией Объединенных Наций. Американские и израильские официальные лица были потрясены тем, как хути использовали беспилотные летательные аппараты с дистанционным управлением и ракеты «земля-море» против кораблей вдоль важнейшего пролива Баб-эль-Мандеб, являющегося важным транзитным пунктом мировых поставок энергоносителей. Ранее эти ракеты использовала Хизбалла против израильских кораблей во время войны 2006 года в Ливане.
«То, что у хути есть противокорабельные крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты демонстрирует уровень подготовки», – сказал Майкл Коннелл, бывший офицер армии США, возглавляющий иранскую программу в аналитическом военно-морском Центре, финансируемую из федерального бюджета. «Это не то, где вы можете просто открыть ящик и начать использовать его. Это не то, что вы можете просто прочитать в руководстве. Их нужно обучать, и это занимает пару месяцев».
Больше беспокоит то, как ополченцы используют военную мощь для закрепления потенциально долгосрочных политических изменений. Например, вмешательство Ирана, возможно, помогло превратить йеменских хути из племенного объединения, поднявшего мятеж против правительства в Сане, в сектантское движение, которое приняло антиизраильские и антизападные лозунги Тегерана и Хизбаллы.