Несмотря на то, что в СМИ устранение принца было преподано как “неожиданность”, оно было тщательно спланировано.
Ночью 20 июня группа влиятельных принцев и офицеров безопасности собралась во дворце Сафа в Мекке, после того, как известили о том, что с ними желает встретится король Салман.
Был конец Рамадана, и большинство Саудов были заняты исполнением своих религиозных обязанностей. Принцы собрались в Мекке перед тем, как отправиться на Эйд аль-Фитр за границу.
Перед полуночью Мухаммеду бин Найефу было сказано, что он должен встретится с королем в другой комнате. Там придворные забрали у него телефон, и стали принуждать к отказу от должности министра внутренних дел и титула наследного принца.
Мухаммед, страдающий от диабета и последствий покушения смертника аль-Каиды в 2009 году, поначалу отказывался, но к утру совсем устал – и сдался.
Между тем, придворные созвали членов Совета Присяги, определяющего линию наследования в саудовском королевстве. Некоторым из них сообщили, что у Мухаммеда бин Найефа – проблемы с наркотиками, и он не подходит на роль короля.
На протяжении нескольких лет друзья принца выражали обеспокоенность в связи с тем, что после покушения он демонстрировал признаки пост-травматического стресса. Его лечили – и возникли опасения того, что у него появилась зависимость от лекарств.
Брюс Ридель , бывший оперативник ЦРУ гооврит: “Из тех доказательств, что я видел, можно сделать вывод о том, что он был ранен куда более серьезно, чем это официально признается. Он сидел на болеутоляющих, и стал очень зависимым от них. И со временем проблема только усугубилась”.
Один американский представитель сообщает, что Мухаммед выступил против блокады Катара – что,возможно, ускорило его свержение.
После того, как Мухаммед бин Найеф отказался от своих должностей и титула, было снято видео, в котором Мухамед бин Салман целует руку старшего принца и говорит: Мы никогда не сможем обойтись без ваших инструкций и советов”. Тот отвечает: Удачи,с помощью Аллаха”.
После этого Мухаммед бин Найеф вернулся в свой дворец в Джедде, где остается фактически под домашним арестом. Также под домашним арестом находится его сподвижник, генерал МВД Абдуль-Азиз аль-Хувайрани, игравший критически важную роль в сотрудничестве с США в сфере безопасности.
На посту главы МВД Мухамеда бин Найефа сменил его племянник – 33-летний принц Абдуль-Азиз бин Сауд бин Найеф, считающийся другом принца Мухаммеда бин Салмана.
Ни король Салман, ни принц Мухаммед бин Салман не посетили встречу Большой Двадцатки в Гамбурге – несмотря на то,что оба участвовали в трех предыдущих саммитах. Аналитики говорят, что это может быть косвенным признаком уровня напряженности в королевской семье, возникшей в результате переворота 20 июня.