Сирийская была очень уязвимой к дефициту воды в десятилетия, предшествовавшие конфликту. Технически, в Сирии, в отличие от ее соседей, нет недостатка воды. Тем не менее, ее политика не поощряла разумный менеджмент и потому Сирия воспринималась в качестве страны с недостатком водных ресурсов. Комбинация засухи, дурного управления и крайне неэффективной ирригации, с учетом того, что более половины ирригационной воды выкачивалось из подземных источников, привела к ситуации резкого подорожания воды и истощению водных ресурсов. Многие частники бурили свои собственные колодцы – и в сельской, и в городской местности. Контроль над бурением был крайне ограничен. В результате, около 78% изъятия подземных вод считаются разрушительными и невосполнимыми.
Сирия характеризуется засушливым и полузасушливым климатом, и, в целом, отличается большим уровнем вариаций погодных условий. Часть страны очень зеленая и получает много дождей, другие части – очень сухие. Дожди выпадают в зимние месяцы, и большую часть осадков получают прибрежные регионы. Запасы воды оцениваются в 10 миллиардов кубометров на поверхности и 6 миллиардов под землей ежегодно. Ирригация потребляет 87% всех водных ресурсов, население – 9% и промышленность – 4%.
Проблемы с водоснабжением стали всеобщими еще до начала конфликта. В большинстве регионов вода подавалась лишь несколько часов в день. Незаконные подсоединения к резервуарам в новых поселениях, расположенных в урбанистических зонах были общим местом. Тарифы не покрывали расходов на добычу и транспортировку воды. В 2009 году две трети плативших за воду оплачивали ее по цене 6 центов за кубометр.
Конфликт существенно усугубил водный кризис. Мы предполагаем, что в ходе конфликта были повреждено или разрушено 457 объектов водной инфраструктуры. В целом, около ⅔ станций водоочистки, половина насосных станций, треть водных башен, четверть центров по обработке канализационных отходов, и шестая часть колодцев уничтожены или частично повреждены. Тем не менее, ущерб очень разнится по регионам. Так, например в Ракке, практически вся водная инфраструктура была повреждена на момент этой оценки. В то же время почти вся водная инфраструктура восстановлена в Кобани – после разрушительной осады ISIS.
Физический ущерб не отражает нарастающую сложность проблем водоснабжения и санитарии. Отдаленный анализ не в состоянии определить прямой ущерб трубопроводам, системам распределения воды, дренажа – из-за того, что речь идет о подземных сетях. В дополнение к этому, из-за того, что для водяных насосов используется электричество, функциональность водных ресурсов определяется состоянием сети электроснабжения и доступностью генераторов и топлива. Нехватка электричества – главная причина сбоев в снабжении с водой, на втором месте – ущерб, нанесенный насосным станциям и трубопроводам.