За первые 20 лет этого брачного контракта франк обесценился по отношению к марке с уровня 1:1 до уровня 1:3. Сегодня было бы еще хуже, если бы не евро. Безработица во Франции – 10%, среди молодежи – 20. Работник в провинции зарабатывает столько, сколько стоит ужин в парижском ресторане. Три профсоюза – анархистский FO, социалистический CFDT и сталинистский CGT воюют друг против друга как никогда. И наконец, через 50 лет сельскохозяйственного планирования ЕС, железное правило сохраняется: чем больше выражен аграрный характер региона, тем он беднее.
За последние 40 лет экономика стала еще более зарегулированной, а рынок труда окончательно окостенел. Профсоюзы, в особенности CGT – стражники привилегий государственных служащих и работников крупных корпораций. Те , кто внутри – защищены, те кто снаружи – не имеют шанса на работу. Макрон, как и все его предшественники, хочет реформировать это классовое общество – но его ждет провал в случае, если он не добьется либерализации
С одной стороны перед нами коррумпированная и заботящаяся только о себе элита, с другой – левацкие интеллектуалы, носящиеся с теориями классового самосознания. Маргарет Тэтчер потребовался целый год на то, чтобы сломить шахтеров, взявших в заложники всю страну. И во Франции легче не будет. Макрону придется воевать не только с привилегиями элит, но и с привилегиями улицы.
Германии все это в любом случае обойдется дорого
И если бы все этого было недостаточно, Макрон желает “перезагрузить” Европу. Как это будет выглядеть пока неясно. Будет ли это выглядеть так: “Больше Европы, больше долгов, больше полномочий для Брюсселя, меньше ответственности для государств-членов?” Или он реально хочет вернуть власть закона и прозрачность структур? Мы этого еще не знаем. Тем не менее, можно предположить, что провал этого очередного носителя надежд дорого обойдется Германии. За этим последуют новые, совершенно другие выборы – и их исход определят те, кто отказался голосовать на только что прошедших. Никто не знает, склонится в случае победы Ле Пен к Москве или Мелншон начнет строить во Франции Кубу и Венесуэлу. Для нас это, при любом раскладе обойдется дороже плана Макрона – который также не будет дешевым.
Нет, Макрон не побежит по воде – несмотря на то, что его обожатели ждут именно этого по всей Европе. Будем надеяться, что он и сам это понимает. Если он начнет смягчать закостеневшую французскую классовую структуру это само по себе окажется достаточным “чудом”. Но я не знаю, что легче – реформировать сегодняшнюю Францию или бежать по воде.
Günter Ederer / 26.06.2017
Der übers Wasser laufen muss