Министр финансов Катара Али Шариф аль-Имади в интервью CNBC заявил, что враги эмирата – Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн в результате нынешнего кризиса понесут не меньшие финансовые потери, чем Доха.
Имади сказал: “Много людей думает, что только мы на этом потеряем…если мы потеряем доллар – они тоже потеряют доллар”.
Имади назвал кризис “очень неудачным” и “очень неудобным для жизни людей”: “В результате распадаются семьи”.
Имади отверг опасения того, что установленная “сестринскими государствами” блокада приведет к нехватке продовольствия и товаров в Катаре, указав на то, что Катар импортирует продовольствие со всего мира – в том числе, из Бразилии и Австралии. Министр сказал: “Мы обеспечим еще большее разнообразие наших источников снабжения”.
Министр Имади также является президентом совета директоров компании Qatar Airways. Он начисто отвергает страхи возможного обвала рынка. За прошлую неделю Doha index понизился на 7,1 %, а обменный курс катарского риала к доллару продолжает падать.
Имади заявил: “Наши резервы и инвестиции – более чем 250% от ВНП, поэтому я не думаю, что люди должны беспокоиться из-за спекуляций о том, что произойдет с катарским риалом. Мы чувствуем себя экстремально комфортабельно в отношении наших позиций, наших инвестиций и ликвидности нашей системы. Наш рейтинг все еще АА, мы – в двадцатке ведущих экономик мира”.
Между ntv Reuters сообщает о нехватке наличной валюты в Дохе. Дилер в Qatar-UAE Exchange House в Дохе говорит: “У нас нет долларов, потому что прекращено транспортное сообщение с ОАЭ. Перевозка долларов блокирована ОАЭ”. Еще несколько дилеров в Дохе сообщили Reuters об отсутствии долларов.
Власти ОАЭ приказали своим банкам проявлять “повышенную юридическую внимательность” в отношении шести катарских банков, которые имеют дело с людьми и образованиями, перечисленными в “черном списке” поддержки террористов, изданном арабскими государствами.
Банки ОАЭ прекратили свое участие в торгах в Катаре, что резко замедлило оборот финансовой системы. Между тем, часть западных банков продолжают действовать в Катаре в обычном режиме, опасаясь потерять многомиллиардные контракты. Другие западные банки, однако, прекратили межбанковские операции и кредитование в Катаре, и лишь обслуживают существующие бизнесы.
Дилеры говорят, что частично дефицит наличных долларов является сезонным феноменом – в Рамадан традиционно есть большой спрос на валюту – многие обитатели Катара выезжают за границу.
Судхир Кумар Шитти, президент UAE Exchange – большого обменного дома с восемью филиалами в Катаре говорит, что его контора работает “в прежнем режиме”, и что он не заметил “крупных изменений”. В то же время, он вынужден признать: “Повсюду, в банках и в обменных домах нет долларов. Сейчас все пытаются получить доллары из-за границы”. Шитти добавил, что его фирма надеется на большой груз долларов из Гонконга.
Шесть катарских банков, перечисленных в арабском санкционном списке – Qatar National Bank (QNB), Qatar Islamic Bank, Qatar International Islamic Bank, Masraf Al-Rayan, Doha Bank и Barwa Bank отказываются комментировать ситуацию.
В катарских банках находится около 60 миллиардов риалов (16,5 миллиардов долларов) депозитов и текущих счетов граждан других стран Залива. Все эти деньги, с большой степенью вероятности, будут изъяты.
Ставка межбанковского кредита в Катаре выросла до 2.2% -самый высокий показатель за многие годы.