Нефтяные рынки не отреагировали на кризис в Персидском Заливе. Нефть на некоторое время подпрыгнула на 1,6% – после чего вернулась к прежнему уровню. То зачем следует следить, однако, не нефть а газ – и грядущее лето обещает быть очень горячим на газовых рынках.
Катар производит наименьшее количество нефти среди стран Залива – 618 тысяч баррелей в день, но конденсаты (легкая нефть и другие побочные продукты добычи газа) на гигантском месторождении Северное Поле дает еще 1,3 миллиона баррелей в день. Реальная мощь Катара в том, что он является самым крупным в мире производителем сжиженного газа (LNG).
Катарский экспорт морем не должен пострадать – даже если территориальные воды Саудии и ОАЭ будут закрыты для кораблей эмирата. Они могут пройти через иранские воды и далее через Ормузский пролив и далее через Оман – или, в случае, если Оман присоединиться к бойкоту – через Иран. Любая попытка остановить катарский экспорт приведет к ответной реакции со стороны крупных потребителей LNG – Японии, Южной Кореи, Китая и Индии.
Катар уже заверил основного японского импортера, Jera Co., что кризис никак не отразится на поставках. На настоящий момент у Катара сохраняется доступ к Суэцкому каналу, через который идет экспорт LNG в Европу. Но катарским кораблям запрещен заход в Фуджайра – главный транспортный узел региона, расположенный на территории ОАЭ.
У Катара нет особых вариантов выжить – кроме как рассчитывать на поддержку Ирана, с которым он разрабатывает Северное Поле, своего идеологического сожителя – Турции, и… России, чью государственную компанию, Роснефть, Катар поддержал в декабре, купив долю ее акций.
В случае продолжения эскалации конфликта, наиболее уязвимыми для катарского возмездия оказываются ОАЭ. Через трубопровод Dolphin прокачивается ежедневно 57 миллионов кубометров газа из Катара. 24,5% Dolphin принадлежат Total, 24, 5 % – Occidental, 51 % – стратегическому инвестору ОАЭ, компании Mubadala. 57 миллионов кубометров в день прокачивается через ОАЭ в Оман, который еще не является участником кампании против Катара. Между тем, дневная температура в большинстве стран Залива уже достигла летнего уровня в 40 градусов, и потребление электроэнергии выходит на пиковые значения.