Но, до начала борьбы с исламизмом, перед монархией возникла куда более страшная и немедленная угроза – пан-арабизм. Основание в 1952 году светской республики Гамаля Абделя Насера в Египте ознаменовало наступление левацкого арабского национализма во все регионе – при серьезной поддержке со стороны СССР. Насер видел своей целью экспорт данной идеологии в арабский мир. –
Нассерризм угрожал самим основам саудовской монархии, и, одновременно, загонял политический ислам – “Братьев-Мусульман” в подполье. Именно эти факторы привели к возникновению временного, и во многом противоестественного альянса между Саудовской Аравией и “Братьями-Мусульманами”. Клан Сауд пытался использовать движение в качестве противовеса распространению нассеризма, в то время как многие “Братья” нашли политическое убежище в пределах королевства. Среди них был Мухаммед Кутб – старший брат исламисткого “Карла Маркса” – Саида Кутба, повешенного в Египте в 1966 Мухаммед Кутб был одним из учителей и наставников Усамы бин Ладена. Обмен идеями между двумя лагерями был неизбежен, и салафиты, в союзе с “Братьями” начали долгую и упорную войну против нассеризма во всем регионе. В то время как идеология “Братьев-Мусульман”, в принципе, сохранилась, салафиты оказались под большим воздействием идей Кутба, что, в свою очередь, растворяло салафитскую поддержку клану Сауд внутри самого королевства.
Первый исламистский вызов саудовской монархии был брошен в 1979, когда иранская революция заложила фундамент исламской республики. Это был первый современный пример исламского государства. Его создание доказывало жизнеспособность предположения “Братьев-Мусульман” о том, что государством можно управлять, опираясь на исламские нормы. 1979 также стал годом глубокого раскола в самой саудовской верхушке, когда крайние салафиты, поверившие в неминуемый конец света и начала окончательной фазы борьбы с Шайтаном захватили мечеть аль-Харам в Мекке. Подробнее о захвате мечети можно прочитать в серии постов здесь.
Несмотря на то, что саудовские принцы были весьма озабочены возможностью распространения принципов революции в исламском мире, их проблемы были временно решены ирано-иракской войной, которая резко ограничила возможность экспорта персидской шиитской революции в преимущественно суннитские страны арабского мира.