Иностранцы имеют весьма ограниченное представление о турецком обществе и его отношении к курдам. Многие предполагают, что наступит день, в который светские турки объединятся с курдами в оппозиции к Эрдогану и его Партии Прогресса и Справедливости (AKP). Реальность как раз противоположна – самые светские и прогрессивные турки объединились с AKP – несмотря на то, что подобный альянс означает потенциальное уничтожение светских.
AKP не настолько националистическая партия, как это принято думать. AKP критикуют за то, что она стала причиной коллапса Процесса Примирения – но при этом забывают, что она же была инициатором этого процесса. Эрдоган – самый про-курдский президент Турции. И его поддерживают турецкие курды. Как и большинство других этнических групп, курды – обычные люди, которые хотят жить нормальной жизнью. В то время как курды составляют 20% населения страны, про-курдская партия HDP сумела преодолеть избирательный барьер в 10% лишь два года назад, и это случилось лишь после того, как ее поддержали многие избиратели республиканской партии (CHP). Большинство турецких курдов не ненавидят AKP – они лишь не доверяют ей. Стоит помнить, что большинство курдов – консервативные суннитские мусульмане. Курды по настоящему ненавидят ультранационалистов и республиканцев.
Часть членов и избирателей CHP являются социал-демократами, полагающими, что интересы курдов следует защищать. Но очень многие – националисты настолько, что цивилизованному человеку трудно себе это представить. Культ личности Ататюрка и сегодня, спустя почти сто лет после его смерти – невообразим по своему влиянию на среднего турка, и все что он говорил, воспринимается как евангелие большой долей турецкого населения. Сила оттоманской империи происходила от ее разнообразия, но с приближением кончины Порты обратилась в ее главную слабость: этнические и религиозные меньшинства поддерживались иностранными державами. Они начали требовать сецессии восстали немедленно перед первой мировой войны и во время войны – и, тем самым, сыграли громадную роль в коллапсе империи. Это было очень большой травмой для Мустафы Кемаля и его людей, и стало одной из причин их последующей политики “отуречивания” страны. Для того, чтобы предотвратить рецидивы подобного в будущем отцы-основатели турецкой республики уделяли огромное внимание тому, чтобы не допускать развития этнических, религиозных и культурных сецеонистских движений. В голове обычного турка сецессионизм и автономия равносильны государственной измене. Многие также считают это греховным и рассматривают проблему в религиозных терминах.
Все перечисленное – даже не половина турецкой ментальности. Люди склонны забывать о том, что PKK убивает людей, в том числе гражданских и солдат, призванных на службу. Обычно этому противопоставляет аргумент о том, что PKK давно прекратила террор, и террором занимаются лишь крайне экстремистские группировки курдов – такие, как TAK. Подавляющая часть турецкого населения в подобные доводы не верит. PKK абсолютно брутально расправлялась со своими курдскими политическими оппонентами, и очень трудно представить себе, что она не в состоянии уничтожить относительно небольшую террористическую группировку, полностью копирующую ее лозунги и методы.
В дополнение к этому существуют ультранационалисты MHP. С их точки зрения, все курдское или напоминающее о курдах должно быть попросту уничтожено. Это – часть идентичности этой партии и ее избирателей.
Наконец, очень часто говорят, что PKK (Курдская Рабочая партия) – не PYD (партия сирийских курдов Партия Демократический Союз). С точки зрения турок, это иррелевантный вопрос. PYD является частью коалиции KCK (Союз Общин Курдистана, организация, созданная для воплощения в жизнь взглядов Абдуллы Оджалана). PYD может быть или не быть частью PKK – с точки зрения турок это не имеет значения. Турки уверены в том, что нужно быть абсолютным идиотом , чтобы поверить в то, что на каком-то этапе в будущем PYD не поможет PKK. Командиры PKK воюют в составе YPG и SDF, и даже американцы признают, что группировки “связаны”. Идеологии двух организаций идентичны и выстроены вокруг культа личности Оджалана.
Из-за всех перечисленных причин призыв к оружию против Союза Общин Курдистана служит в качестве объединяющего клича для всех турок. В реальности только избиратели AKP, на каком-то этапе в будущем способны проявить безразличие к курдскому вопросу. Они делали это в прошлом, и последовательно демонстрируют, что готовы повторить этот эксперимент и сделать все, что им скажет Эрдоган. Потому что избиратели AKP – наименее расистская часть турецкого электората. Этнические различия значат очень мало для них – но при этом он и могут быть очень сектантскими. Они рассматривают курдов в качестве добрых мусульман и считают PKK чем-то вроде армянского зороастрийского культа.