Большая опасность: Аль-Каида
И ISIS, и аль-Каида воюют против Соединенных Штатов, их союзников и их партнеров. Они раскалывают национальные государства, мобилизуют глобальную суннитскую инсургенцию, и впрыскивают исламисткую экстремистскую идеологию в общины на Ближнем Востоке и по всему миру.
Аль-Каида, однако, более опасна, чем ISIS. Аль-Каида разделяет идеологию ISIS, включая атаки против запада и разрушение Запада. Но в то время как лидеры ISIS спесивы, наглы и брутальны, лидеры аль-Каиды утонченны и сдержанны. Аль-Каида также располагает укрепленной глобальной системой сетей, характеризующихся горизонтальной конфигурацией связей, что позволяет мобилизовать ресурсы в ответ на возникающие локальные нужды и чрезвычайные ситуации. ISIS лишь начинает развивать подобные сети. Аль-Каида собрала массивную армию в северной Сирии, эксплуатируя уязвимое суннитское население, и готова нажиться на провалах и поражениях ISIS.
Аль-Каида приспособилась к американской политике еще лучше, чем ISIS. Айман аз-Завахири и его заместители по всему миру научились пользоваться основаниями для недовольства для того, чтобы подтолкнуть население к мятежу. Они уклонялись от совершения запланированных и направленных атак против Запада с момента организации глобальной коалиции для войны против ISIS в сентябре 2014 года. Вместо этого аль-Каида сосредоточила свои ресурсы на внедрении себя в суннитские инсургенции. Аль-Каида кооптировалась в революции и постепенно изменила их характер, одновременно продолжая создавать возможности атак против Запада в будущем.
Аль-Каида также осознала, что навязывание своей собственной радикальной версии шарии местному населению быстро отталкивает союзников – и потому она теперь н перешла к постепенному процессу внедрения своей идеологии в население. Аль-Каида сегодня воплощает в жизнь это свое видение в северо-западной Сирии – и это является опасным признаком успеха.
Лидеры аль-Каиды на собственном опыте убедились в том, что управление территорией является преждевременным и контр-продуктивным. Это стоит слишком дорого, поднимает ожидания местного населения выше того уровня, который группировка в состоянии обеспечить, и влечет за собой контратаку Запада. И потому они скорее поощряют гуманитарные организации к доставке и распределению помощи – и затем обкладывают ее налогом.
Аль-Каида кажется сегодня менее опасной, чем ISIS потому, что она скрывает свою реальную природу и цели. Ее спор с ISIS – полностью о тайминге и механизме, но ни в коем случае не о цели и не о государстве.
Глобальное джихадистское движение не ограничено изолированными группировками и индивидами, планирующими и осуществляющими атаки. Аль-Каида готовится к тому, чтобы вернуть себе контроль над глобальным салафо-джихадистким движением – после того, как будет разгромлен ISIS. Нынешняя американская стратегия помогает аль-Каиде осуществить эту цель – поскольку эта стратегия фокусируется на ISIS.
U.S. GRAND STRATEGY:
DETROYING ISIS AND AL QAEDA , REPORT FOUR MARCH 2017
Jennifer Cafarella, Kimberly Kagan, Frederick W. Kagan, Institute for the Study of War,
and Critical Threats Project