Ошибка предсказания
Также как с оползнем кучи песка, было бы глупо видеть причину крушения ветхого моста в последнем проехавшем по нему грузовике. Еще более глупо пытаться предсказать, какой именно грузовик может стать причиной подобного крушения. Ответственна система, а не компоненты. Но после финансового кризиса 2007-2008 многие люди полагали, что предсказание краха рынка саб-прайма могло бы помочь. Это не так, потому что это было симптомом кризиса, но не его причиной. Точно также, Обама, винящий во всем “плохую разведку” – еще один симптом и непонимания сложных систем, и плохой политики, с этим связанной.
Ошибка Обамы иллюстрирует иллюзию локально причинно-следственных цепочек – то есть, восприятие катализаторов в качестве причин, и предположение о том, что идентификация катализатора определяет то, какой результат будет получен. Финальный эпизод взрыва в Египте был непредсказуем для всех обозревателей, в особенности для, кто был непосредственно вовлечен в события. В этом отношении, винить во всем ЦРУ – также глупо, как финансировать это ведомство для предсказания подобных событий. Правительства разбазаривают миллиарды долларов на попытки предсказания события, которые производятся взаимозависимыми системами, и потому не могут статистически пониматься на индивидуальном уровне.
Марк Абдулахьян из Sentia Group – одного из подрядчиков, которые продает подобного рода прогнозы правительству США заметил относительно Египта: “Представьте себе, что это – как Лас-Вегас. В блэкджеке, если вы делаете на 4% лучше, чем средний игрок, вы можете заработать реальные деньги”. Но подобная аналогия – ложная. Для Египта нет “на четыре процента лучше”. Речь идет не только о больших впустую потраченных деньгах , но о строительстве ложной уверенности, основанной на ошибочном фокусе. Очень показательно, что аналитики разведки делают те же ошибки, как системы предупреждения риска, которые раз за разом оказываются не в состоянии предсказать кризис – и предлагают те же самые отговорки и оправдания. Политические и экономические “хвостовые события” непредсказуемы и их вероятности невозможно научно измерить. Независимо от количества долларов, потраченных на исследования, предсказание революций – не то же самое, что пересчет карт, люди никогда не смогут превратить политику в поддающуюся обработке хаотичность блэкджека.
Большинство объяснений нынешних событий на Ближнем Востоке характеризовались именно тем, что катализатор путали с причиной. Мятежи в Египте и Тунисе объясняли резким повышением цен на товары, а не удушающими и непопулярными диктатурами. Но Бахрейн и Ливия – страны с высоким ВНП, которые могли позволить себе импорт зерна и других продуктов. Снова – фокус был ошибочным, даже если логика была комфортной. Система и ее хрупкость, а не события подлежат изучению. Физики называют это “перколяционной теорией”, согласно которой должны изучаться свойства ландшафта, а не свойства элементов, его составляющих.