Риски реальной жизни и жизнь в машине-симуляторе

Православная Церковь идет еще дальше, скорее повышая, нежели занижая человеческую сторону. Епископ александрийский Анастасий (IV век) писал: “Иисус Христос был воплощением ради того, чтобы мы могли стать Богом”. Это именно сама человеческая природа Христа позволяет простым смертным достигнуть Бога и слиться с ним, стать его частью. Этот синтез называют теозисом. Человеческая природа Бога делает божественное возможным для всех нас.

Философы, в отличие от не менее сварливых, но куда более изощренных епископов, этого не понимают. Они играют с машиной экспериментов. Эта машина выглядит следующим образом. Просто вы сидите в некоем аппарате с несколькими переключателями и кабелями, присоединенными к вашему мозгу, после чего на вас ставят “эксперимент”. Вы чувствуете то же самое, что произошло в действительности, за исключением того, что речь идет о виртуальной реальности. Все это ментально, нет ничего физического. Увы, подобный эксперимент никогда не будет в той же категории, что и реальный опыт – и только модернистский академический философ, который сам никогда не рисковал, может поверить в подобный нонсенс Почему?

Потому что я повторяю: жизнь это жертва и жизнь – это риск, и ничто, что не предполагает некоторого количества первого, с последним, в качестве ограничительного фактора, и не приближается к тому, что мы именуем жизнью. Если вы не рискуете по настоящему, не принимаете в расчет обратимый или необратимый вред от приключения, оно перестает быть приключением.

Наша аргументация – о том, что реальность требует опасности может привести к жеманству обсуждения проблем отношения души и тела – но не говорите об этом своему местному философу.

Кто-то может сказать: если вы внутри этой машины, вы можете верить в то, что у вас есть шкура в игре, и переживать боль и последствия так, как будто бы вы переживаете настоящий ущерб. Но это все – внутри. Снаружи нет риска безвозвратной потери или ущерба. Такие штуки могут задерживать или ускорять время – но оно будет течь только в одном направлении. Причина, по которой сон – не реальность, в том, что когда вы просыпаетесь, падая с китайского небоскреба, а защитного экрана нет – жизнь продолжается независимо от этого.

Я склонен смотреть телевизор с выключенным звуком. Когда я увидел Дональда Трампа рядом с другими республиканскими кандидатами на праймериз, мне стало ясно, что он победит – независимо от того, что он будет говорить и делать. В реальности это было из-за того, что у него есть видимые, очень видимые дефекты. Почему? – Потому что он реален, и публика, состоящая из людей, которые обычно рискуют, а не безжизненных и не рискующих аналитиков будет в любое время будет голосовать за того, кто реально пробил свою руку ножом для колки льда – а не за того, кто на это не готов. Или же Трамп такой великий актер, что он должен играть роли в греческих трагедиях. Разговоры о том, что Трамп – разорившийся предприниматель лишь еще более подкрепляют этот аргумент – вы скорее проголосуете за реального человека, который проиграл, нежели за того, кто выиграл – прыщи, шрамы и изъяны характера увеличивают расстояние между человеком и призраком.

Nassim Nicholas TalebFollow
Apr 11
Real Life is Risk Taking
Chapter from Skin in the Game