Когда пушки наконец-то смолкли в Европе в 1945, Йемен был оазисом мира размером с Францию, с завораживающей древней архитектурой и населением всего в четыре миллиона человек.
Если начать считать с 1962 года, то на родине Усамы бина Ладена сейчас идет 12-я война. И она не будет последней. Почему?
Это не имеет отношения к религии, потому что разделение на суннитов и шиитов существовало и до начала периода убийств. Оба течения даже молились в одних мечетях – некоторые молятся и по сей день. С какой стати они были должны начать религиозную войну?
Может быть, свою роль сыграла нищета? Страна, действительно, не богатая, но с 1960 по 2015 годовой доход на душу населения увеличился с 300 до 1400 долларов.
Но есть и совершенно другой прирост. Йеменский “индекс войны” был уже большим в 60-х, и в 1990 он достиг 7. 1000 мужчин в возрасте 54-59 лет скоро уйдут из активной жизни – и на их места претендуют 7000 юношей в возрасте 15-19 лет. Лишь небольшая часть из них получит свое место под солнцем более-менее мирным путем.
До 2025 года Индекс Войны Йемена постоянно будет выше 5, и будет все еще выше 4 в 2030. По контрасту , европейские страны после 1945 года отличались миролюбием, и уже 60 лет назад смогли заключить Римский Договор, потому что Индекс Войны либо равен, либо меньше единицы. В Германии он сейчас – 0,65. 650 мальчиков претендуют на места уходящих 1000 пожилых. Тоже самое происходит в Австрии (0,75) и Швейцарии (0,77).
Сегодня в Йемене живет 28 миллионов человек – в семь раз больше, чем на момент окончания второй мировой войны. Три миллиона человек, изгнанных войной из своих домов могут только мечтать о той помощи, которую получают сирийские беженцы. Нет даже 4.5 миллиардов долларов для спасения от голода 7 миллионов йеменцев. И это в то время, когда Берлин утверждает, что сможет потратить 20-30 миллиардов евро для беженцев на германской территории, даже не увеличивая государственного долга.
Ни враждующие стороны на местах, ни вмешательство девяти арабских государств, ни их помощники в Париже, Лондоне и Вашингтоне не в состоянии признать того, что война продолжится – потому что стороны в состоянии нести гигантские потери без того, чтобы поставить под угрозу выживание своих семей. Когда Йемен вступил в цикл массовых убийств 55 лет назад, на территории страны проживало 450 тысяч мужчин призывного возраста. Сегодня их 2,8 миллиона. К 2050 в этой несчастной стране будет 4 миллиона потенциальных воинов – что равно всему населению страны в 1945. Те, перед кем не откроется никаких карьерных перспектив и не пожелает превратиться в экономических беженцев не могут рассчитывать на внезапное прекращение войны.