Как бы то ни было, глобальная экономика больших корпораций работает согласно наднациональной функциональной логике, которая требует гомогенизации работников. Несмотря на то, что важность разнообразия сегодня постоянно подчеркивается, речь идет, главным образом, о носителях тех или иных признаках идентичности, описанных выше, а не об индивидуумах. Независимо от того, идет речь о белом или черном, гетеросексуале или гомосексуале, сложные отношения должны быть утрамбованы в белиберду полу-предложений PowerPoint.
В этой системе важны налогоплательщики – для все более и более дорогостоящих проектов (включая проектов трайбализма в описанном выше смысле), значение экономических предприятий, которые, в свою очередь могут пропихивать свои идеи в школы и университеты также растет. Старые учебные планы все в большей степени заменяются планами воспитания компетентных экономических функционеров. Речь идет не о распространении знания, но о передаче экономических навыков. Такая система образования не поощряет развития личности, но служит фильтром функций. Тоже самое происходит в университетах – и я опишу это на личном опыте.
Я беседовал со старым специалистом по компьютерам, тесно связанного с немецкой IT компанией. На момент беседы компания была ответственной за введение новых программ для получения степеней бакалавра и магистра, и была очень заинтересована в молодых и дешевых выпускниках. С точки зрения компании, нет никакой необходимости в полностью обученных универсальных специалистов. Для выполнения ежедневных задач достаточно специалистов с неким базисным знанием. В соответствии с этим, всячески подчеркивалось, что бакалаврская программа должна быть как можно более практичной. Для важных инноваций и новых продуктов компания проводила целевые закупки выпускников престижных американских университетов и экспертов. Для большей же части пула рабочей силы взаимозаменяемость была основным критерием.
В конце – человек-функция
В дополнение к описанным двум факторам следует добавить некоторые тренды, которые еще больше ослабляют индивида. Так, например, обстоит дело с ”политикой больших цифр”. Если определенное количество лиц с университетским образованием – не то, которое требуется, то вы просто превращает профессиональные курсы в “курс академической подготовки” – пока цифры не “совпадут” с требуемыми. Тоже самое верно в отношении народонаселения.