У индивидуума, понимаемого в качестве рационального существа, ответственного за свои поступки – много отцов. В древних Афинах это были философы, в особенности софисты, которые помещали индивидуума в центр мира. В трагедиях всегда присутствует мотив того, что индивидуум должен брать на себя ответственность за собственные поступки, даже в случае непреодолимого влияния внешней среды. Христианство – продукт переросшей себя античности, по-прежнему применяет всю эту риторику индивидуального человеческого существа и его индивидуального стремления к вере.
Позже, в Ренессанс, индивидуум пережил новый взлет, и выражение “Человек Ренессанса” превратилось в поговорку. В отличие от средних веков, индивидуальность все более рассматривалась в качестве атрибута не только элит, но и потенциально всех человеческих существ. В философском отношении, концепция индивида была отточена Просвещением, из которого и развивается современный либерализм, который , в свою очередь, основывается на экономическом и политическом индивиде.
Поэтому возможно и не будет большим преувеличением сказать, что успехи Европы объясняются и этими идеями. Если внимательно изучить “европейскую экспансию”, начиная с 15-го века, то совершенно ясно видно, как громадная энергия индивидов борющихся друг с другом, и мотивированных своими собственными идеями сделала возможным невероятное – завоевание мелкими европейскими королевствами не только Америки, но также и азиатских империй – которые были куда больше и богаче европейских государств.
В 20-м веке была совершена двойная атака против индивидуума – главным образом, против гражданина. Современные массовые общества должны были изничтожить индивида, как анахронизм, и заменить его на управляемые корпоративные организации. Вместо него должен был быть создан или новый порядок равенства (коммунизм) или новый порядок неравенства (фашизм). Несмотря на все отличия этих двух идеологий, нет никакого сомнения в том, что либерализм был их главным врагом – и вместе с ним, независимый, ответственный за себя человек, выбирающий свою собственную форму жизни. Энтузиазм Гитлера относительно архитектуры, марширующих масс и геометрических человеческих формирований можно считать символом подобного мышления, который не может признать индивидуальную ценность человека – за исключением его способности выполнить предназначенную ему функцию.
Человек – раб того, как он выглядит
Фашизм удалось подавить – также как и коммунизм, хотя и на полвека позже. После 1945 года Запад переживал нарастающую индивидуализацию, глорификацию “зрелого гражданина” и невообразимый научный и технический прогресс. В 1990-х будущее индивидуума представлялось совершенно розовым. Не прошло и 20 лет, и оно таким больше не выглядит. И снова, атака против индивидуума идет с двух сторон. С одной стороны атакует то, что я назвал бы трайбализмом, и с другой – функциональная логика глобальной экономической системы.