Поэтому когда простые люди говорят о поддержке Талибана, потому что тот требует введения шариата, это вовсе не означает того, что массы безоговорочно поддерживают Талибан. Причиной, скорее является смесь смутного уважения к шариату, как части духовного наследия Пророка и надежда на то, что шариат, возможно более грубый, чем существующая система законов, в то же время гарантирует более скорое и справедливое правосудие для всех. К этому следует прибавить такое же бессознательное неприятие элит, которое помогает оправдать, в глазах масс., атаки Талибана против местных царьков и ханов.
При этом следует учитывать, что все вышесказанное относиться , в большей степени, к пуштунам, которые всегда отличались большой степенью эгалитаризма. Среди других этнических групп поддержка исламистов до сих пор была весьма ограниченной, если не сказать более. Одной из главных причин истинной неудачи исламистов в Пакистане является крайний консерватизм пакистанского общества. Вопреки распространенному западному предрассудку, исламистская мобилизация происходит не из-за отсталости и замедленности развития, а напротив, есть проявление перехода к современности.
Следуя подобной логике, радикальные исламские группы должны процветать в пакистанской сельской местности – однако и этого не происходит. За исключением пуштунских территорий исламисты преуспевают только там, где налицо обострение традиционных противоречий между религиозными группами – суннитами и шиитами или развивается межплеменной конфликт. Это объясняется, хотя бы и частично тем, что проводниками исламистской политики в глубинке могут быть только местные муллы, которых фактически выбирает помещик, а помещик не любит любого радикализма, тем более радикализма, проповедующего земельную реформу.
Даже в городах, где все намного более свободно, неиссякаемое недовольство масс находит выход не политическом действии, но в периодически возникающих дезорганизованных бунтах и погромах. Главной жертвой, как правило, становятся беспощадно сжигаемые автобусы, которые являются основным средством передвижения самих погромщиков.
Согласно стандартной западной версии, западная модель – это единственный верный путь в современность, и потому главная политическая борьба Пакистана ( и не только Пакистана) – между западными “ценностями” – включая демократию, власть закона и т.п., и исламским консерватизмом. Более аккуратным и точным будет определение Пакистана в качестве массы чрезвычайно консервативных, архаических, чрезвычайно инертных и совершенно отличных друг от друга обществ, продвигающихся в полубессознательном состоянии под воздействием модернистских импульсов. Главным модернистским кнутом является успех и престиж западных обществ и некая туманная вера в “демократию”. Престиж и вера, однако, постепенно подрываются консервативным характером общества и растущей ненавистью в отношении США и Запада.