Переговорный характер пакистанского государства применим также и к определению “демократии”. Демократия представляет не только народ, но все классы, группы людей и институты общества. Другими словами демократия выражает не выражение воли “народа” или “электората”, но распределение политической, экономической, культурной и социальной власти внутри данного общества. Отсутствие в Пакистане массовых политических партий демонстрирует слабость реального демократического развития.
Некоторое время, проведенное в размышлениях на указанные темы может принести ответ на вопрос о том, почему Пакистан понимается на Западе неверно и извращенно. Западные аналитики ожидают, что институты с лейблами “закон”, “полиция”, “суд” будут работать точно также, как и на Западе – согласно заранее установленным правилам, а не по договору. Точно также, западное осуждение “коррупции” предполагает ее отсечение от политической системы – но до тех пор, пока политическая система основана на патронаже и родственных связях. “Отсечь” коррупцию возможно лишь выпотрошив, в буквальном смысле слова, общество.
Это и есть главная цель исламистов, которые надеются уничтожить существующую клановую систему и заменить ее патронажем кадров массовой политической партии. Но, за частичным исключением в виде Джамаат Ислами, исламисты также уже поглощены и переварены традиционной системой родства и клановой лояльности. Пакистанский Талибан продолжает оставаться не более чем разрозненным скопищем примитивных террористических групп, которые, если им улыбнется судьба, не будут знать, что делать с Пешаваром, не говоря уж о Карачи и Лахоре.
Несомненно, радикальные исламисты опираются на поддержку широких народных масс. Поддержка происходит из-за ужасающего неравенства существующей системы, в особенности системы поддержания правопорядка. Массы чувствуют, что система не только фальсифицирует закон в пользу богатых, и что они замкнуты в порочном круге безнадежной борьбы. Сам закон кажется им чуждым, придуманным христианскими колонизаторами, системой, взятой на вооружение традиционными элитами ради подавления бедноты.