Такое же отсутствие базовых знаний, информации, применимо к другим важным сферам – например урбанизации и ее влиянию (или отсутствию такового) на религиозные, культурные и политические паттерны.
Согласно господствующей теории социологической науки, колоссальное передвижение пакистанцев в города на протяжении жизни последнего поколения должно было привести к фундаментальным культурным изменениям, к подрыву влияния традиционных элит, к радикализации ислама и усилению современных массовых исламистских партий. Сказать, что этого вообще не происходит нельзя, но это происходит гораздо более медленно и в гораздо более сложных формах, чем можно было бы предположить.
Результатом отсутствия информации становится то, что западные аналитики, увидев отклонение от западной “нормы” отклонение не исследуют, а попросту отсекают, относятся к нему как к “временной аберрации”, болезни, раковой опухоли, которую необходимо попросту удалить из “здорового тела” пациента. На самом деле подобные “болезни” – и есть система, и эта система может быть изменена только революционным изменением. Единственной силой, способной осуществить подобное изменение в современном Пакистане являются радикальные иламисты, и их “лекарство”, определенно, добьет пациента. Если этого не произойдет, Пакистан последует западным моделям прогресса, но будет делать это чрезвычайно медленно и органически, в соответствии со своей собственной природой, а не с западными предрассудками.