Слабость государства и необыкновенная сила родственных отношений – главная причина того, что стремительная урбанизация Пакистана на сей момент не привела к ожидаемым последствиям. Вместо возникновения нового городского класса населения наблюдается массовое переселение в города крестьян, которые, в культурном смысле, продолжают оставаться крестьянами. Они по-прежнему крепко связаны со своими родовыми группами, и они по-прежнему нуждаются в их поддержке для решения множества проблем – точно также, как они нуждались в подобной поддержке в сельской местности. К этому следует прибавить тот факт, что большая часть городского населения либо частично занята, либо занята в “неформальном секторе” экономики – ввиду отсутствия секторов формальных.
Таким образом, древние пакистанские родовые группы и современное пакистанское государство пляшут друг с другом сложный танец на протяжении многих лет. Их брак кажется антагонизмом, но фактически, превратился в естественную сущность каждой из сторон. Проблема, однако, заключается в том, что сила родовых связей, благодаря которой правящим элитам до сегодняшнего дня удавалось поддерживать существование государства, одновременно разграбляет государственные ресурсы ради патронажа своих племенных групп. Естественно, что это сказывается на развитии страны самым негативным образом.
Поразительным образом, наиболее динамичными в социальном и экономическом смысле являются те группы, которые были оторваны от традиционных племенных паттернов массовой миграцией. Речь идет, прежде всего, о мохаджирах в Карачи – мусульманских беженцах из Индии, пенджабцах из Восточного Пенджаба и хазарах Афганистана. Именно среди упомянутых групп появляется сильный и образованный средний класс, который резко контрастирует с окружающей его стагнацией соседей.
В мировых СМИ и в “мировом общественном мнении” в последние годы любят употреблять выражение failed state – “недееспособное государство”, “государство-банкрот”. Слишком часто его пытаются применить не только в отношении расположенных к югу от Сахары африканских государств, но и к таким региональным сверхдержваам, как Пакистан.
Чтобы разобраться и понять, что действительно происходит, следует рассматривать Пакистан в региональном контексте. На протяжении двух последних поколений все государства Южной Азии столкнулись с восстаниями, мятежами и герильей. В двух случаях – Афганистана и Непала , государство было действительно разрушено. Шри Ланка и Бирма боролись с мятежом, который длился дольше и покрыл относительно больше государственной территории, чем мятеж пакистанского “Талибана”. Великая демократия региона – Индия – на протяжении десятилетий не может подавить маоистский мятеж. Мятежники контролируют до трети сельскохозяйственных дистриктов, и по признанию самих индусов, огромные куски целых провинций попросту “неуправляемы”.