С самого начала в Западном Пакистане доминировала провинция Пенджаб. Она была обеспечена лучше, чем Синд, Белуджистан, Северо-Западная Пограничная Провинция и обрубок Кашмира, присоединенный к Пакистану. В Пенджабе было не только больше всего населения и не только самые богатые сельскохозяйственные земли, но он также поставлял подавляющее большинство офицерского корпуса пакистанской армии. Многие пенджабцы, в особенности представители офицерского корпуса, верили, что страна создана для того, чтобы служить их интересам, в первую очередь и прежде всего. В этой схеме бенгальцы рассматривались в качестве граждан второго сорта.
Все эти противоречия молниеносно достигли точки кипения немедленно после провозглашения независимости. Должен ли бенгальский стать официальным языком Пакистана?. Западнопакистанский истеблишмент, включая Джинну, сказали нет, и сделали однозначный выбор в пользу урду. Уже через несколько месяцев после провозглашения независимости Дакку потрясли массовые демонстрации, порожденные отсутствием бенгальского в официальных документах. Несмотря на дурное здоровье, Джинна был вынужден в 1948 самолично отправиться в Дакку, чтобы успокоить народ.
Но Джинна лишь все усугубил, заявив: “Единственным официальным языком Пакистана является урду, любой, кто пытается ввести вас в заблуждение – враг Пакистана”. Несмотря на то, что теперь бенгальцам было позволено говорить и писать на родном языке в Восточном Пакистане, они были шокированы намеком Джинны на то, что они – не просто граждане -второго сорта, но и могут рассматриваться в качестве врагов Пакистана только потому, что хотят сохранить свою культуру.
Когда Пакистана наконец принял свою первую конституцию в 1956 году, она признала бенгальский язык в качестве национального, но преимущество по-прежнему отдавалось урду. Но к тому времени язык был не единственной причиной раздора между Восточным и Западным Пакистаном. В Карачи (столице страны до 1958 года) доминировали пенджабцы, которых интересовало развитие только Запада, армия и бюрократия были захвачены пенджабцами, и к Востоку относились почти как к колонии, отделенной от отечества Индией.
Противоречия между большинством населения Пакистана на Востоке и его истеблишментом на Западе оказались фатальными для пакистанской демократии – перед которой и без того стояли монументальные вызовы. Пакистанская экономика была чрезвычайно слаба, у страны не было опыта использования демократических институтов, ее племенные регионы на границе с Афганистаном были источником хаоса, и конфликт с Индией не прекращался. С настолько разделенными Востоком и Западом стало практически невозможным сохранять демократическую форму правления.