Проблема большая, чем ISIS

Утром 7 августа 2014 года команда боевиков Исламского Государства на пикапах и похищенных американских Хаммерах выехала из деревни Вана и направилась к дамбе Мосула. Двумя месяцами раньше ISIS захватил Мосул, город с населением в два миллиона человек, в ходе беспощадной кампании, цель которой – построить новый халифат на Ближнем Востоке. Для ISIS дамба была заманчивой целью: она регулирует поток воды в город, и миллионам иракцам, живущим вдоль Тигра. По мере приближения к дамбе боевики могли разобрать очертания четырех башен, возвышавшихся над широкой, приземистой структурой, напоминавшей брутальный мавзолей. Ближе к дамбе стала видна стена плотины, возвышающаяся на 117 метров от дна реки и перекрывавшая более трех километров течения от берега до берега. За ней на 13 км простиралось водохранилище, содержащее 11 миллиардов кубометров воды.

Дамбу занимала группа курдских боевиков. ISIS обстреляли их с расстояния. и затем атаковали. Когда бой закончился, все опустело: большинство иракцев, работавших на дамбе – рабочий коллектив в полторы тысячи человек, бежали. Боевики начали грабить и разрушать оборудование. Был выпущен пропагандистский клип, в котором боевик, с черным знаменем в руках, переходит дамбу, то время как голос за кадром говорит: “Знамя единения развевается над дамбой”.

На следующий день вице-президент США Джо Байден позвонил Масуду Барзани – президенту курдского автономного региона, с требованием вновь занять дамбу – и как можно быстрее. Американцы боялись, что ISIS может взорвать дамбу, и Мосул, и цепь городов до самого Багдада накроет гигантской волной. Через десять дней курдские силы, после интенсивных боев, отбросили ISIS и заняли дамбу.

Но в последующие месяцы американцы обследовали дамбу и осознали, что она находится на грани разрушения. Проблема не была структурной – дамбу строили так, чтобы она смогла выдержать авиационную бомбардировку (американцы во время войны в Заливе, разбомбили ее генератор, но дамба осталась целой). По данным Аззама Алваша, американо-иракского инженера, работавшего советником на дамбе, проблема в том, что она “построена не на том месте”. Дамба была закончена в 1984 году, и стоит на основании из растворимого камня. Чтобы поддержать дамбу, сотни рабочих должны круглосуточно закачивать цемент в землю под ней. Без этого камни под дамбой будут размыты – и, в конце концов, она погрузится в воду и развалится на части. История Ирака в последние годы свидетельствует, что бдительности, необходимой для сохранения дамбы от иракцев ожидать не приходится.

В феврале американское посольство в Багдаде издало предупреждение о возможных последствиях прорыва дамбы. Для заявления, написанного дипломатами, оно выглядит чрезвычайно прямолинейным: “Дамба Мосула столкнулась с серьезным и беспрецедентным риском катастрофического обрушения – без всякого предварительного предупреждения”. Вслед за этим ООН выступила с предупреждением, в котором говорится, что в случае обрушения дамбы “могут погибнуть сотни тысяч людей”. Иракское правительство отказывается признать реальный масштаб опасности. Инженер Алваш говорит, что практически все специалисты, не связанные с правительством и обследовавшие дамбу пришли к выводу о том, что время стремительно уходит: весной, когда снег стает и Тигр наполнится водой, сдерживающая стена дамбы окажется под огромным давлением.