На вас смотрят , как на оракула, вы предсказали экономических крах 2008, вы предсказали исход голосования по Brexit, вы предсказали, чем закончится сирийский кризис. Вы говорили, что если Асада свергнуть, выиграет Исламское Государство, вы предсказали Трампа. как все это объяснить?
Не Исламское Государство. В то время это была аль-Каида, и я сказал, что американская администрация помогает финансировать их. Смотрите, надо иметь храбрость, чтобы сказать то, что другие сказать не решаются. Мне в жизни повезло – мне не надо было работать для того, чтобы заработать на кусок хлеба. Я мог проводить все мое время размышляя. Когда Трамп начал предвыборную кампанию, я сказал, что это может понять лавочник. Потому что лавочник может сказать, где Трамп не прав, потому что он видит, где Трамп не прав. Но с Обамой он не может понять, о чем тот говорит, и поэтому лавочник не знает, что не так.
Это выбор между излишним упрощением и излишней интеллектуализацией, так?
Точно. Трамп никогда не участвовал в выбора архиепископа. Вы не можете сказать, что у него есть какие-то признаки святости в поведении – и это отлично. А Обама вел себя как архиепископ Кентерберийский, и стремился делать людям добро – но люди не чувствовали, что их жизнь стала лучше. как я и сказал, лавочник из Алеппо или владелец магазина из Мумбаи – их бы предпочли также, как предпочли Трампа. То, что он говорит – здравый смысл, спрашивая, почему мы должны платить так много за дерьмо, зачем нужны все эти запутанные налоги, зачем нужны лоббисты. Вы можете называть язык Трапа простонародным – все что угодно. Но то, как интеллектуалы относятся к тем, с кем они не согласны тоже не выглядит хорошо. У меня есть друг, академик, который поддержал Brexit. Он говорит, что теперь знает, что такое быть прокаженным в Британии. Тоже самое происходит с теми, кто поддерживает Трампа в США.
Но существуют и оправданные опасения по поводу Трампа
Хорошо, если вы бизнесмен, например, то что говорит Трамп вас не будет раздражать. Интеллектуальный класс в США насчитывает около 2 миллионов человек – и вовсе не все его представители расстроены Трампом. Реальная проблема – с “псевдо-экспертами”, людьми, которые не знают, что они не знают, и предполагающими, что они знают, что думают другие. У электрика такой проблемы нет.
Стало ли избрание Трампа частью глобального феномена? Вы когда-то указали на сходство с избранием Нарендра Моди в Индии.
Хорошо, с Трампом, Моди, Brexit, и теперь Францией, вы видите сходные проблемы в этих странах. Вы слышите о том, что народ сыт по горло правящим классом. Это – не фашизм. У этого нет ничего общего с фашизмом. Это – проблема псевдо-экспертов, это – проблема мира, в котором развелось слишком много экспертов. Если бы у нас была другая элита, мы бы этой проблемы не увидели.
Есть и другие сходства: речь идет о мажоритарных лидерах, они строят свои кампании на неприятии, возмущении, они пользуются социальными сетями для прямого доступу к избирателям, и они могут принимать радикальные решения.
Я часто говорю, что математик думает цифрами, юрист – законами, а идиот – словами. Эти слова ничего не значат. Я думаю, что вы должны прийти к выводу о глобальном мятеже против псевдо-экспертов. Я это видел с Brexit, и Найджел Фарадж, который был трейдером 15 лет, указал на то, что проблема с правительством в том, что ни у одного из его членов никогда не было настоящей работы. Быть бюрократом – это не настоящая работа.