Пентагону нужны были местные союзники – и срочно. Тут вперед вышли сирийские курды. Зародившийся военный союз американцев и курдов нес собой большие стратегические риски. Сирийские курды связаны с турецкой Курдской Рабочей Партией, которую правительства и Турции, и США, рассматривают в качестве террористической организации.
В отличие от американцев, президент Турции Эрдоган не рассматривает ISIS в качестве террористической угрозы №1. По данным американских и турецких официальных лиц, главный приоритет для него – разгром курдов, за этим следует устранение Асада.
К осени 2016 года, когда стало окончательно ясно, что курдские силы в состоянии взять Ракку, генерал армии Джозеф Вотель, командующий американскими силами на Ближнем Востоке, потребовал авторизации на вооружение курдов.
Это породило раскол внутри администрации Обамы. Министр обороны Эштон Картер поддержал план, но другие сановники опасались разрыва с Анкарой. Наибольший скепсис проявила советник по национальной безопасности Сюзан Райс. Она обратилась к начальнику объединенного комитета начальников штабов генералу Джозефу Данфорду с вопросом о том, надо ли принять неотложное решение, тот ответил, что следует оценить возможность взятия Ракки турецкими силами.
К концу 2016 Данфорд пришел к выводу о том, что турки не смогут собрать силы, которые будут в состоянии взять Ракку. До конца каденции Обамы оставалось менее трех недель. Данфорд и Картер подали формальное требование – вооружить курдов бронетранспортерами, ПТУРами, российскими автоматами и саперным оборудованием.
Пентагон требовал немедленного решения, предупреждая, что если курды не получат оружия до середины февраля, атаку против Ракки придется отложить на год – со всеми вытекающими отсюда последствиями.
10 января, за 10 дней до инаугурации Трампа, план обсуждался в оперативном штабе Белого Дома. Ракка должна была стать последним крупным решением администрации Обамы в области безопасности.
Картер говорил, что курды, сразу после взятия Ракки передадут контроль над ней местным арабским силам. Саманта Пауэр, и посол США в Анкаре, также как и другие, указали на то, что решение нанесет ущерб отношениям с Турцией. Оно также поставит США в невозможную позицию – поддержания союзников террористической группы, воюющей против государства – члена НАТО.
Все находившиеся на совещании согласились с тем, что план следует передать на рассмотрение команды Трампа. Очень скоро Райс встретилась с советником по национальной безопасности Трампа, генералом Флинном. Тот сказал: “Я план не одобряю. Мы должны принять решение”.